Завершается подготовка очередной ежегодной международной экспедиции «Барнео-2013». Если не помешает погода, то уже завтра из заполярной столицы вылетит самолет Ил-76 военно-транспортной авиации России. Он направится к заданной точке, расположенной примерно в 80 километрах от Северного полюса. Там с борта будут десантированы техника и парашютисты, которым предстоит подготовить взлетно-посадочную полосу.

Накануне мы встречали Ил-76 в мурманском аэропорту. Он вез часть груза и группу участников будущей экспедиции. Стоя на аэродроме, обдуваемом пронизывающим ледяным ветром, было нетрудно представить себе, каково это - жить и работать на льдине, в суровых условиях Арктики.

- Ну а как вы хотели - полюс! - улыбнулся Владимир Плигин, сотрудник мурманской региональной поисково-спасательной базы. Вместе с нами он ждал прибытия самолета, на котором, уже не в первый раз, должен отправиться на «Барнео». - Средняя температура обычно примерно -40, но бывало, что теплело до -20. У нас там даже моржеванием занимаются, вот только прорубь быстро затягивается ледяной коркой.

Прорубить полынью для будущей купели на северной «макушке» Земли - та еще работенка: толщина льда составляет порядка двух метров. Но именно такой слой позволяет оборудовать на территории лагеря взлетно-посадочную полосу, способную принимать не только вертолеты, но и тяжеловесный Ан-74 массой около ста тонн.

На поле аэродрома в Мурмашах уже была приготовлена часть груза, предназначенная для отправки в лагерь: более 300 бочек топлива и деревянные блоки, напоминающие сэндвич-панели: два листа фанеры, а между ними «гармошки» из плотной бумаги.

- Это «соты», - пояснил Владимир Сергеевич. - Они нужны для амортизации при приземлении. На первый взгляд, здесь обычная бумага, но, поставленная на ребро, она создает необходимую жесткость. Бочки швартуют к этим «сотам», потом привязывают парашют и сбрасывают над заданной точкой с высоты 300-400 метров. Так же десантируют технику, а затем спускаемся мы и все собираем.

Основную часть груза, который отправится на «Барнео», составляет дизельное топливо и керосин. Если можно так выразиться, здесь это основа жизни: горючее необходимо для обеспечения светом и теплом, работы наземной техники и вертолетов.

Тем временем вдалеке показалась серая точка, постепенно превращавшаяся в долгожданную «птичку». Чуть покачивая на ветру крыльями, самолет заходил на посадку. Казалось - в полной тишине.

И только когда колеса шасси коснулись земли, его нагнала волна мощного натужного гула. Через несколько минут Ил-76 вырулил к месту стоянки, и по трапу, внешне схожему с обычной стремянкой, спустились участники экспедиции. Большинство из них москвичи, все опытные спортсмены, прошедшие хорошую подготовку и с опытом прыжков в экстремальных условиях. Многие члены группы являются сотрудниками региональных поисково-спасательных баз. Практически сразу у самолета закипела работа: необходимо было выкатить из грузового отделения два трактора и бочки с топливом, затем поместить туда емкости с горючим, взятые в Мурманске, и загнать технику обратно.

А пока авиаторы получили возможность передохнуть перед сложным перелетом.

- Задача непростая, требует хорошей психологической подготовки от экипажа и тщательной доводки авиатехники, - сказал пилот-инспектор 224-го летного отряда военно-транспортной авиации ВВС России Руслан Асмандияров. - Мы работаем по этой задаче уже несколько лет и справлялись успешно. Надеюсь и в этот раз также не подвести полярников и отработать качественно.

Как пояснили специалисты, полеты к полюсу совершают военные летчики. Экипажей, способных в сложных навигационных и погодных условиях найти место сброса груза и людей и провести точное десантирование, крайне мало не только в России, но и в мире.

Всего самолет совершит три рейса к полюсу. В течение двух недель на льдине будет построен ледовый аэродром, принимающий регулярные рейсы Ан-74. Там же будут базироваться два вертолета Ми-8 для полетов на Северный полюс и к точкам научных измерений. Участники экспедиции возведут две большие кают-компании по 72 квадратных метра каждая, 12 отапливаемых жилых модулей и несколько технических помещений. Модули будут обогреваться тепловыми пушками, электроэнергией лагерь обеспечат дизель-генераторы. После завершения строительства на «Барнео» смогут прилетать ученые, военные, спортсмены и туристы.

Фото: Лев Федосеев
Фото: Лев Федосеев
Фото: Лев Федосеев
Юлия ЗАБЛОВСКАЯ.