Пока весна запаздывает. Но ведь все равно придет - природа возьмет свое. И у нас в Заполярье пригреет солнышко, потекут сначала ручейки, затем ручьи, а там и... Насколько готовы к предстоящему и, как ожидается, весьма бурному паводку соответствующие службы? В частности, отвечающие за должное состояние региональных дорог? Комментирует ситуацию и. о. начальника государственного учреждения по управлению автомобильными дорогами Мурманской области Виктор КОЗЛОВ.

- Вообще-то это просто последние три года нам природа давала передышку. А так... Я на Севере с 1984 года и считаю, что такая весна для наших краев вполне нормальное явление. Никто в марте-апреле и не ожидал обильного таяния снега. Обычно оно начинается в мае. А, например, по дороге на Серебрянку в некоторых местах на сопках снег вообще дожидался следующей зимы.

На случай форс-мажорных обстоятельств предусмотрено создание мобильных отрядов.

- Полагаете, это только для средней России нынешние снегопады что-то из ряда вон выходящее?

- В целом да. А у нас в этом году просто получилась наконец настоящая русская зима. Дорожники, можно сказать, взбодрились, вспомнили о своем прямом предназначении. А автомобилисты - о том, как могут быть по-настоящему необходимы дорожные службы.

Что ж, оптимистичный настрой - это хорошо. И все-таки, думается, снега нынче привалило многовато. Так что весна, когда он начнет таять сразу и везде, может принести всем нам немало хлопот. Что со своей стороны противопоставят дорожники?

Под дорогами области проложено в общей сложности 4 тысячи 300 водопропускных труб. По состоянию на конец первой декады апреля в кювет сброшено свыше тысячи нагроможденных вдоль трасс массивных снежных валов. А всего их высится по обочинам областных дорог почти четыре тысячи. Упомянутых труб прочищено пока только чуть более 15 процентов от общего числа. Но Виктор Козлов уверяет, что к «часу икс» все будет готово. Подрядные организации, с которыми заключены договоры, уже активно приступили к реализации плана противопаводковых мероприятий, направленных на сохранность региональных автодорог и искусственных сооружений на период паводка, а также обеспечение круглосуточного проезда по ним.

Полностью завершить выполнение плана намечено к 20 апреля. На случай форс-мажорных обстоятельств в каждой подрядной организации предусмотрено создание мобильных отрядов. А они смогут пригодиться.

- Самое опасное, что из-за больших скоплений снега в верховьях ручьев и рек могут образоваться запруды, - поясняет Козлов. - Под гидравлическим давлением они прорываются, и весь этот поток неуправляемо устремляется в том числе на дороги. Чтобы исключить аварийные ситуации, и подготовлены специальные группы людей с соответствующей техникой.

Руководитель Мурманскавтодора называет три самых проблемных участка. Первый - у поселка Приречного на трассе Никель - Лотта. Проводившиеся там в прошлом году ремонтные работы на водоотводе не были завершены полностью из-за недостатка финансирования. Возможно разуплотнение дорожного полотна, что затруднит проезд. На месте постоянно находится инспектор Ростехнадзора, контролирующий проведение работ.

Второй участок - на 95-м километре дороги Умба - Варзуга. Там в прошлом мае резко поднялся уровень воды в Кашкаранском ручье, в результате часть дорожного полотна фактически смыло. Более чем на сутки было прервано движение. По заверению Виктора Козлова, у тамошнего дорожного управления есть вся необходимая техника и материалы для засыпки промоин, чтобы не допустить повторения ситуации. Кроме того, разработана проектная документация на замену водопропускной трубы. Вскоре должен быть выбран подрядчик и, как надеются в Мурманскавтодоре, к середине мая весь участок будет окончательно приведен в порядок.

И наконец, автоподъезд к селу Ковда. Здесь есть проблемы с водосбросом через местный гидроузел. Бывали случаи, когда этот самый подъезд размывало.

Отдел технического надзора Мурманскавтодора держит под особым контролем положение дел на всех этих участках. Как, впрочем, и на прочих региональных дорогах, куда ежедневно выезжают специалисты этого учреждения. Здесь, кстати, ждут сигналов от пользователей дорог, которые, как заверяет Виктор Козлов, будут обязательно приняты к сведению.

- Каждый год в летний период производится значительный объем ремонтных работ на дорогах области. И каждый год во время паводка возникают аварийные ситуации, те же размывы дорожного полотна. Что, действительно во всем виновата одна стихия? - задаю я вопрос. - Или все-таки качество ремонта не всегда соответствует предъявляемым требованиям? Деньги ведь тратятся немалые, установлены и гарантийные сроки.

- Гарантия качества ремонта является одним из обязательных условий при заключении контракта. Уже сейчас там, где дорожное покрытие высвободилось и на нем обнаруживаются дефекты в работе подрядчика, сразу составляются так называемые дефектные ведомости. Далее в соответствии с договором будут выписаны предписания, по которым подрядчику придется уже за свой счет устранять огрехи. Раньше по контракту на ремонт покрытия давался гарантийный срок качества в три года. Теперь он увеличен до четырех. Правда, случалось, что года через два выявлялся брак, а подрядчик уже и забыл о том, что это именно его рук дело - мол, столько времени прошло. Приходилось напоминать... Но надо сказать, что в Мурманской области по-настоящему серьезных нарушений не было. Наша система контроля за качеством налажена достаточно хорошо. Мы недавно оснастили дополнительным диагностическим оборудованием имеющуюся у нас передвижную лабораторию, отслеживающую самые незначительные дефекты.

По словам Виктора Козлова, вышли гарантийные сроки эксплуатации дорожного покрытия моста через Кольский залив. Оно отработало уже девять лет - три межремонтных срока и, естественно, требует замены. Скорее всего, это произойдет в следующем году, при условии выделения на это весьма дорогостоящее мероприятие необходимых финансовых средств.

Андрей ПОПОВ.