День рыбака - юбиляр. Ровно 45 лет назад, в далеком 1968 году он был учрежден указом президиума Верховного Совета СССР. Но это лишь официальная дата рождения праздника. Сегодня наверняка уже далеко не все помнят, а молодежь и вовсе не знает, что впервые на городском стадионе его отметили на пять лет раньше, в 63-м. И только затем инициативу мурманских рыбаков поддержала вся страна, а советское правительство решило узаконить День рыбака как профессиональный праздник тружеников моря.

Участником того самого первого, еще, можно сказать, «нелегального» праздника был и нынешний генеральный директор Союза рыбопромышленников Севера Василий Никитин. Тогда курсанты средней мореходки участвовали в празднике на стадионе, встречались с такими известными артистами, как Алла Ларионова, Сергей Филиппов, Николай Крючков, и другими актерами кино, а вел концерт известный конферансье Юрий Дудник. В канун юбилейного торжества Василий Федорович решил поделиться с читателями «Мурманского вестника» своими размышлениями о прошлом и будущем отрасли.

Перед круглой датой принято сравнивать настоящее с прошлым, вспоминать прожитые годы. Именно с этих позиций я и подойду к истории развития рыбной отрасли на Северном бассейне.

Сырьевая база в Баренцевом море в только-только ставшем послевоенным 1945 году ожидалась благоприятной. Но лишь с 20 мая командование Северного флота разрешило выйти траулерам на промысел. И уже в следующем году было добыто 1,4 миллиона центнеров рыбы. Но все равно чувствовалась нехватка продовольствия, и поэтому, по мнению промысловиков, нужно было срочно задействовать такой ресурс, как атлантическая сельдь. Для расширения ее промысла летом 1947 года на Шпицберген отправилась экспедиция под руководством кандидата биологических наук, руководителя лаборатории ПИНРО Ю. Ю. Марти. С ним в «сельдяной» поход отправились опытные капитаны И. Д. Гунин, С. Е. Едемский, А. А. Зеленин, Г. П. Корольков со своими экипажами. Ученые и рыбаки определили, что запасы сельди в Баренцевом и Норвежском морях огромны и их необходимо осваивать специализированным флотом. Поэтому 26 апреля 1949 года распоряжением Совмина СССР было создано управление «Мурмансельдь». Именно с ним была связана и моя последующая рыболовная деятельность.

Сначала планировалось построить сельдяную базу в губе Печенга, но потом все-таки остановились на Мурманске. Создание специализированного флота позволило уже через три года освоить круглогодичный промысел сельди.

К 1954 году в Мурманск доставлялось около 3 миллионов центнеров рыбы. Столько, сколько во Франции и Италии вместе взятых. Пресервными участками стали оборудоваться плавбазы, средние рыболовные траулеры (СРТ), был освоен выпуск сельди по методу «ящичного» посола. В 1963 году начальником управления сельдяного флота стал Г. М. Бородулин, один из самых известных рыбацких руководителей на Мурмане. В этом же году двум самым известным капитанам «Мурмансельди» А. В. Абакумову и К. В. Ардееву было присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда.

Послевоенное время вообще запомнилось массовым поступлением на рыболовные флота судов типа СРТ, СРТР, РТ, БМРТ, а впоследствии и крупнотоннажных судов типа «Горизонт» и «Моонзунд». В Мурманском траловом флоте работало уже около 20 тысяч человек, в «Мурманрыбпроме» свыше 10 тысяч, а всего на бассейне (только в море) - до 50 тысяч человек. Счет судов шел на сотни.

Сейчас, понятно, другое время, но не пора ли вспомнить, что даже в послевоенные годы страна строила рыболовный флот, решая задачу продовольственной безопасности народа. Поэтому полагаю, что необходимо создать льготные условия для приобретения новых судов для ближних районов промысла и проводить государственную политику в целом по возвращению России в Мировой океан. Пора от слов переходить к делу.

Новому флоту потребуются и качественно новые кадры. Кстати, если отечественное судостроение было (да и сейчас есть) во многом не конкурентоспособным по сравнению с лучшими западными проектами, то система кадровой работы считалась одной из лучших в мире. К примеру, мореходные училища были очень популярными среди молодежи. Когда в 1961 году я поступал в Мурманскую среднюю мореходку, то конкурс был одиннадцать человек на одно место. Там был очень квалифицированный состав преподавателей, командиров рот, специалистов военно-морской подготовки. Практику мы проходили или на учебных судах, или на рабочих должностях.

Мой морской путь начался на плавбазе «Воркута» в должности кочегара и слесаря. Мне было тогда 17 лет, но поблажек никто не давал. Ты находишься в штате и должен выполнять все обязанности. Зато доверие, наставничество в те годы было реальным, и после полутора лет практики мы все уже имели рабочие дипломы.

После окончания мореходки мы еще получили так называемые подъемные деньги и по полученным дипломам сразу ушли в море. Сегодня выпускник средней или высшей мореходки, назовем их по-старому, должен пройти еще массу семинаров, заплатить солидные деньги за различные дополнительные «корочки», и только после этого выпустят в рейс. Да и зарплата того периода была достаточно высокой.

Для примера. К 20 годам я вышел на промысел уже в должности второго механика на СРТР типа «Океан». В Баренцевом море на донных породах у меня выходило около 700-800 рублей в месяц, и если перевести на доллары по тогдашнему курсу, то это около 1500 долларов. А если взять покупательную способность того времени, то моя зарплата была в пределах 4 тысяч долларов. В общем, из прошлого не лишним было бы взять всю систему работы с кадрами.

Сравнивая систему работы рыбной отрасли в прошлом и настоящем, нельзя не сказать о работе контролирующих органов. К примеру, качество продукции отслеживала только одна инспекция, и все виды рыбы, включая и живую, мы доставляли в порт и реализовывали через магазины.

Небольшое отступление - вспомню в связи с этим несколько анекдотичный случай. Однажды объединение «Мурманрыбпром», где было два живорыбных судна, получило претензию от магазина «Океан». В претензии было сказано, что, мол, доставленная вами живая рыба покусала нашего покупателя. Оказывается, пожилая женщина купила живую зубатку и положила ее в полиэтиленовый пакет. Тот нечаянно упал, а когда женщина стала его поднимать, ее пальцы попали в раскрытую пасть зубатки, и она, будучи живой, не мешкая, сомкнула челюсти...

После того как министерство ликвидировали в 90-е годы, началось растаскивание контроля за рыбной отраслью по разным министерствам и ведомствам. Это привело к тому, что в настоящее время надзор в части контроля качества и безопасности условий производства и готовой продукции осуществляют одновременно несколько контрольных органов. К этому надо добавить запутанную систему таможенного оформления грузов и судовых припасов, пограничного контроля и т. д. Поэтому из прошлого просто необходимо взять четкую, прозрачную систему обеспечения работы рыболовного флота. В прошлые годы, если судно простояло бы в порту несколько суток по надуманным причинам, как, к сожалению, это часто бывает сейчас, то сомневаюсь, чтобы руководитель, сделавший это, остался бы в своей должности.

Над разрешением возникающих проблем работают специалисты более 50 предприятий, входящих в состав нашего Союза. Всегда качественную проработку экономических проблем мы получаем от члена правления, доктора экономических наук Юрия Задворного. Пожалуй, никто так не знает проблемы с заходами судов в российские порты, как Антонина Таран и исполнительный директор ООО «Арго М» Владимир Рыбников. Вопросы таможенного дела под контролем заместителя директора ОАО «Карельские морепродукты» Владимира Гончарова. Владимир Хижняков имеет большой управленческий опыт, часто участвует в мероприятиях, проводимых Росрыболовством, и всегда дает дельные предложения по улучшению рыбацкого дела. Руководители ООО «Робинзон» Павел Агапов и Ирина Мокерова отстаивают интересы рыбаков на различных международных встречах, внутри страны. Руководители одной из старейших компаний - ЗАО «Вега» - Борис Кудрин, Александр Плетешков и Анатолий Светличный не проходят мимо ни одной из проблем рыбаков и активно помогают их решению. Трудно перечислить всех, не обижайтесь, друзья. Благодаря всем вам сегодня наш Союз под руководством председателя правления Владимира Григорьева способен активно представлять интересы рыбаков Северного бассейна. С праздником, коллеги! С Днем рыбака, дорогие мурманчане!

Фото: Борис Николаев
Празднование Дня рыбака. Мурманск. 60-е годы.
Фото:
Фото из архива Мурманского тралового флота.
Василий НИКИТИН, генеральный директор Союза рыбопромышленников Севера.