Судно, казалось, растерянно смотрело на свое отражение в водной глади Кольского залива. Радоваться действительно было нечему. Плавучей технологической базе «Володарский» предстоял последний переход - в Сайда-Губу, на специальный объект северо-западного филиала ФГУП «РосРАО». Там ее ждал самый неприятный для любого корабля момент - утилизация. Или, проще говоря, резка «на иголки». А с деловитых трудяг-буксиров на «Володарского» уже закидывали тросы. Значит, все, пора...

Так позавчера в Мурманске на базе предприятия «Атомфлот» начиналась буксировка отслужившего свое судна. Проведение данного мероприятия является одним из важнейших этапов в решении экологических проблем по утилизации потенциально опасных объектов в рамках Федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на период до 2015 года».

- Плавтехбаза еще в 1998-м была «конвертована», то есть закрыты все внешние отверстия, удалены горючие материалы. Сейчас на ней находятся радиоактивные отходы низкой и средней активности, а также радиоактивное оборудование, - поясняет главный инженер ФГУП «Атомфлот» Мустафа Кашка. - Оно будет утилизировано в течение нынешнего и следующего годов. Все финансирование, а это более 160 миллионов рублей, поступает из государственного бюджета. На очереди - плавтехбаза «Лотта». Процедура ее утилизации, скорее всего, пойдет по аналогичному сценарию. Или, возможно, с привлечением СРЗ «Нерпа».

«Володарского» поначалу планировали отправить на «Нерпу». Однако мощностей завода хватает лишь на два судна сразу. И оба места в доке заняты выведенными из эксплуатации плавтехбазой «Лепсе» и атомной подводной лодкой «К-3», судьба которой так и не решена (есть предложение сделать из нее музей). Вот и решено было разрезать «Володарского», предварительно отделив отсеки с радиоактивными отходами и загрузив их в специальные контейнеры, в Сайда-Губе.

Сам пароход, который ходил еще на угольном топливе, имеет длинную историю. Он был построен в 1928-м на Балтийском судостроительном заводе. В конце шестидесятых годов «Володарского» переоборудовали в плавучую технологическую базу для обслуживания атомных ледоколов. В 1991-м она была переведена в категорию так называемых стоечных судов для временного хранения РАО и технологического оборудования, имеющего поверхностные радиоактивные загрязнения.

- До обидного жалко расставаться с «Володарским», - признается секретарь общественного совета по вопросам безопасного использования атомной энергии в Мурманской области Сергей Жаворонкин. - Добротный был пароход. Корпус - из клепаных стальных пластин. По сравнению с современной сваркой готовых секторов меньше подвержен воздействию ржи на соединительных стыках. Сколько лет в Америку лес возил через Атлантический океан. Правда, угля ему хватало суток на семь, поэтому дозаправляться приходилось в Исландии. Но работал исправно. Что поделаешь, время берет свое.

Да и в экологическом плане, по словам Жаворонкина, это очень важный проект. Впервые со вспомогательного судна или, как их официально называют, судна атомного технологического обеспечения, напрямую будут выгружены отработавшие детали в расположенный в Сайда-Губе пункт длительного хранения реакторных отсеков. Сам корабль с радиационной точки зрения безопасен, поскольку ядерного топлива на нем нет. Сложен процесс буксировки - все надстройки на «Володарском» давно уже срезаны, пароход самостоятельно не управляем. Между тем буксировка до места утилизации по оживленному Кольскому заливу в зависимости от погодных условий занимает примерно семь часов. Помимо двух буксиров в течение всей операции «Володарского» сопровождала его «подруга» - плавтехбаза «Серебрянка» с аварийной бригадой на борту.

А накануне для обеспечения максимально безопасного перехода были проведены все необходимые работы. В частности, ремонт швартовного устройства, балластировка судна, нанесение сигнальных ватерлиний на корпус, монтаж буксирного устройства.

Надо сказать, погода, от которой ждали сюрпризов, благоприятствовала морякам. Ветра практически не было, даже солнышко к моменту отхода судна выглянуло. Не иначе как для того, чтобы облегчить провожавшим минуту расставания. И вот под щемящие душу звуки марша «Прощание славянки» плавтехбаза начала свой путь к последнему пристанищу. Прощай, старина «Володарский», ты славно потрудился...

Андрей ПОПОВ.