Поначалу он кажется маленьким, даже разочаровывает: шли-шли по жаре километры, карабкались по скалам, кормили комаров - и вот, на тебе, какой-то декор... Камешки в черничнике небольшие, выложены по спирали аккуратно, словно рукой современника - не скажешь, что целых четыре тысячи лет назад кандалакшский лабиринт «Вавилон» создали неведомые колдуны. И лишь когда вступаешь на тропку, чтобы начать самостоятельно искать выход, испытываешь смятение и понимаешь - этой загадке и впрямь сотни лет. И отгадку найти мудрено.

Откуда «японцы»?

- В области сохранились всего четыре лабиринта: на Поное, в Варзино, под Умбой и здесь, у нас. Причем наш - единственный в шаговой доступности, - говорит кандалакшский эколог и краевед Людмила Александрова. «Шаговая» - все же некоторое преувеличение - от города километра четыре по скалистому берегу Белого моря. Но по сравнению с понойским лабиринтом это и правда «ни о чем» - недаром кандалакшский туринфоцентр регулярно водит сюда горожан на экскурсии.

Экологический туризм - конек четы Александровых. Они убеждены, что он способен дать толчок развитию района, привлечет приезжих. Но главное - научит самих горожан знать и любить свою округу, а посмотреть тут есть на что.

Путь начался от Монастырского наволока. Как пояснил Геннадий Александров, ставший нашим проводником, стоявший тут монастырь Рождества Богородицы дважды воскресал из пепла: впервые его вместе с селом сожгли шведы в 1589 году, вырезав в один день 450 иноков и мирян. Затем возрожденный монастырь сгорел еще раз - в конце XVII века, вновь воскрес, и был упразднен еще через столетие. Осталась и простояла до 1940 года приходская церковь Рождества Богородицы.

О монастыре и церкви напоминает теперь лишь деревянный крест, который плотно обступили картофельные грядки дачников. Чуть дальше три памятника: жертвам интервенции, кандалакшским партизанам и совсем недавний - воинам Великой Отечественной, ушедшим на фронт с Монастырского наволока.

Район этот у местных зовется «Япония». Откуда такое экзотическое прозвище, точно никто не скажет. Самое простое объяснение: скалистый ландшафт, поэтичные сосенки, выросшие на голых камнях, напоминают Страну восходящего солнца. Наши проводники говорят, все дело попросту в том, что когда-то кто-то написал на заборе при въезде с трассы слово «Япония» - с тех пор и повелось.

Александровы сетуют: каждую весну волонтеры убирают здесь горы мусора, но народ приносит новый. «Наследили» даже киношники - группа Николая Досталя, снимавшая тут эпизоды «Раскола». Ведь на Монастырском наволоке (где, к слову, некогда томился сподвижник Аввакума Иван Неронов) они построили город Пустозерск, куда был сослан сам мятежный протопоп. Однако, по словам экологов, киногруппа, уезжая, оставила развалины и кучи мусора.

Спасательная операция

Два года назад туристским информационным центром Кандалакши была задумана организация сети краеведческих и экологических троп в районе. Совместно с волонтерами Кольского экологического центра и Кольского центра охраны дикой природы и при поддержке муниципальной администрации вывозили мусор машинами. После чего проложили туристскую тропу от Монастырского наволока до знаменитого лабиринта на берегу Белого моря.

Этой тропой нас и ведет Геннадий Александров, на ходу обращая внимание на столовые дятлов, редкие травы, необычные цветы. Геннадий - фотограф, и для него это не только нуждающиеся в защите хрупкие создания природы, но и персонажи фотосессий. Стали они источником вдохновения и для участницы экспедиций «Экодозора» петербурженки Али, которая рисует местные растения, проводит мастер-классы и вместе с ребятами устраивает кукольный театр. Вместе с ней сын, маленький Степка. Самый юный участник экспедиции, которого официально и торжественно приняли в экодозоровцы, наравне со старшими убирал мусор, подновлял и устанавливал информационные таблички, карабкался по скалам, как заправский альпинист.

При нас ребят посвящал в тайны этого завораживающего экстрима неунывающий Миша Рыжов - эколог, фотограф и журналист, наш коллега. Укрепив на скале страховку, он инструктировал пацанов и не без гордости наблюдал за их первыми восхождениями. Впрочем, от мальчиков не отставала и единственная в отряде девочка - хрупкая Марина, которую сильный пол единогласно признал «своей».

«Ползают» по отвесной скале, за которой закрепилось два имени - «Барыня» и «Чертова лыжница». «Барыня» - потому что, как говорит Геннадий Александров, некогда безымянный моряк, приставший к берегу, изобразил на плоской поверхности скалы даму своей мечты - внушительной комплекции с преогромнейшим бюстом. Рисунок, разумеется, давно стерли ветры и непогода, но местные бабушки-старожилки еще помнят, как настрого запрещали ребятне разглядывать «непотребство».

История второго наименования скалы более поэтична: камень сверху донизу на десятки метров перерезан колоссальным вертикальным разломом. А если смотреть снизу, то прямо над трещиной увидишь крест, установленный на самой высокой точке округи. Появился он в незапамятные времена, несколько раз разрушался, но вновь бывал восстановлен. Сейчас он металлический, воздвигнут в 2006 году на прежнем, историческом месте. Так вот, по легенде, с вершины этой самой горы был низвергнут сатана. На пути его падения остался след - расщелина, словно огромная лыжня, или, по-здешнему, «лыжница».

Масса историй и о крае, и о местной флоре и фауне, которые знают экологи, завораживает и нас, гостей лагеря, и ребятишек. Для подростков эколагерь не просто развлечение: принимают туда и «ботаников», и трудных детей. Которые, занявшись настоящим делом, проявляют характер и ответственность.

В этом году целью экспедиции было по возможности защитить территорию, прилегающую к лабиринту, от туристов на квадроциклах. Растущая популярность объекта, который является историко-культурным памятником государственного значения, обернулась против местной экосистемы. Желая подъехать на поближе, гости на машинах и квадроциклах пересекают болотце, на котором растут краснокнижные растения, в том числе орхидеи, уничтожают почвенный покров. На вытекающем из болота ручье, а это единственный источник питьевой воды в радиусе нескольких километров, уже появилась пленка нефтепродуктов.

Экодозоровцы этим летом провели «спасательную операцию»: почистили болото, убрали мусор, установили предупреждающие таблички, причем не только с запретами, но и с указанием объезда и ближайшего места, где можно развести костер и устроить привал.

Впрочем, как говорит Людмила Александрова, по-настоящему решить проблему могло бы придание окрестной территории статуса памятника природы местного значения. И это не прекраснодушные разговоры: обоснования проекта охраняемой зоны «Кандалакшский берег» давно готовы, сделана и экспертиза, «срок годности» которой истекает в декабре. Застопорилось дело из-за изменений нормативной базы. И если до зимы муниципальная администрация не успеет уладить формальности, придется заказывать новую экспертизу, искать деньги.

Монастырский наволок, с которого мы начали путь, тоже станет охраняемым, приобретет статус «историко-культурного достопримечательного места». Формулировка громоздкая, но главное - суть, комплекс природных и исторических объектов будет охранять государство. Однако и горожане не лишатся привычной зоны отдыха: готов проект развития территории, согласно которому здесь появятся и ступени к морю, и детский городок, и парковка. Словом, люди стеснены не будут, а природе будет легче. Проект включен в муниципальную целевую программу, так что надежда на его воплощение есть.

Отгадка - в конце пути

За разговорами мы подходим наконец к лабиринту.

- Бытует мнение, что «Вавилону» около четырех тысяч лет, но на самом деле столетий на пять моложе, - говорит Геннадий Александров. - Он семиспиральный - как на острове Крит. Но критский - тупиковый, выход из него найти невозможно, если не менять направление движения. А из нашего выберешься, хотя в нем есть «мертвая ставка» - петля, зайдя в которую, можно ходить туда-сюда бесконечно.

В этих местах века назад была рыболовецкая тоня, причем православные поморы не разрушали, казалось бы, языческое сооружение. Впрочем, и не объясняли его происхождение заезжим путешественникам, оставившим описания лабиринта. Не толковали его и саамы. Поэтому гипотез. объясняющих смысл завораживающего объекта, бездна.

Например, некоторые считают его капищем, другие - оберегом, привлекающим рыбу в сети, а еще - схемой рыболовной ловушки, существуют гипотезы об использовании сооружений в рыбацком колдовстве, управлявшем ветрами, в ритуальных танцах. Некоторые полагают, что под «вавилонами» таятся клады - из-за этого ошибочного предположения вандалы раскопали соловецкий лабиринт. Говорят, это маяк для душ умерших, указатель хода в иной мир, и даже - схема приемопередающей антенны, при помощи которой древние обитатели этих мест могли поддерживать связь друг с другом на огромных расстояниях.

Мистикам тут раздолье, интернет-форумы, посвященные эзотерике, пестрят высказываниями «бывалых». Некий паломник, поклонник Кастанеды, например, отчитывается: «Провел ночь в этом месте в состоянии измененного сознания. Это преобразило меня навсегда».

Ну, проводить ли над собой такого рода эксперименты, изменять ли и с помощью чего сознание, каждый решает сам, но от небольшого опыта мы все же удержаться не смогли. И по очереди вошли в лабиринт.

Если честно, сначала кажешься себе смешным - детские забавы какие-то. Потом ощущаешь в центре неподатливой головоломки тревогу - вдруг не найдешь выход... Он сам открывается, неожиданно и просто. Только тогда осознаешь, что, кружа по «Вавилону», не слышал ни пения птиц, ни голосов вокруг. И лишь выйдя за пределы, вновь вернулся в мир…

Правда, ничего неприятного в этих ощущениях нет, скорее напоминает сон. К слову, и сам лабиринт чем-то смахивает на «ловца снов». Есть такие индейские талисманы, напоминающие паутину, которые, по преданию, защищают спящего от злых духов. Дурные сны попадают в тенета, а добрые приходят к человеку. И под покровительством этого амулета, во сне или наяву, всегда находишь верный путь.

Фото: Татьяна Брицкая
Фото: Татьяна Брицкая
Первое восхождение на «Чертову лыжницу».
Фото: Татьяна Брицкая
Степа - самый юный участник экспедиции.
Фото: Александр Микулин
Монастырский наволок.
Татьяна БРИЦКАЯ, Кандалакша - Мурманск.