Каменные сундуки

Этот остров полон загадок. Кильдин, словно пробка, вылетевшая из узкого горлышка бутылки - Кольского залива. Есть легенды о злой колдунье, которая хотела досадить поморам и заткнуть это горлышко каменным островом, чтоб рыбаки не могли выйти в море и ловить рыбу. Но как-то вот не случилось, и Кильдин сегодня отделен от Большой земли узким проливом.

Одни геологи утверждают, что это часть Кольского полуострова, другие - что это северный отрог Уральских гор. Самая необычная версия, что этот остров - метеорит, который упал с неба на землю.

Если метеорит, то можно себе представить, какой был удар о землю. В пользу этой версии говорит строение острова - камень, из которого сложены кильдинские горы, не крепкий гранит, а слоистый. Скалы на макушке Кильдина очень крутые и изрезанные. Осколки падают вниз, зарастают травой, образуя дивные зеленые, почти альпийские луга.

На востоке острова, не защищенного от штормов, скалы рушатся сильней, многотонные валуны скатываются вниз почти до самого моря. И тут за дело принимаются морские волны. Нерукотворные столбы, стоящие на берегу, поморы называли сундуками или чертовыми камнями.

Тут в старые времена, натолкнувшись на скалы, гибли поморские лодки, в годы войны героические траулеры «Туман» и «Пассат» ушли под воду здесь - у чертовых камней. Подводная лодка К-159 затонула в этих же водах. Такой вот наш мурманский Бермудский треугольник.

Однако вид камней-сундуков тягостных мыслей не навевает - напротив. Природа - великолепный архитектор. Орудуя ветрами, штормами, приливами и отливами, солеными брызгами, она меняет сундуки. И не исключено, что через пару десятилетий стоящие ныне камни рассыплются, превратятся в гальку. На их место с кильдинских скал скатятся новые сундуки...

В нескольких километрах к югу еще одна загадка - озеро Могильное, многослойное, пресно-соленое. Озеро имеет статус особо охраняемого объекта федерального значения - его пристально изучают биологи. Соленый, пресный и сероводородный слои удивительным образом не перемешиваются и дают жизнь рыбам и микроорганизмам, которые обычно не живут вместе.

Тут обитает особый вид трески, занесенный в Красную книгу РФ. Причем с очень высоким статусом. Этот вид обитает только здесь и очень уязвим: любое нарушение гидрологического режима - химикаты попадут в Могильное или перемычку прорвет между озером и морем - и все, трески не будет. Ловить ее запрещено, впрочем, браконьеры забираются и сюда...

Золотой километр Рокоссовского

Историки все не могут объяснить, как на этом глухом острове, на краю света, среди полного бездорожья, появилась великолепная булыжная мостовая. Словно кусок Красной площади из столицы перенесли в эту глушь.

В народе эту дорогу называют Золотым километром Рокоссовского.

Остров Кильдин был заселен с незапамятных времен, как, впрочем, и остальное побережье Мурмана. Археологи находили тут следы обитания древнего человека.

Но бурно жизнь тут стала развиваться при советской власти. Остров «оккупировали» военные. И по сей день они тут главные хозяева, редко пускающие на Кильдин посторонних.

Вокруг острова проложена грунтовая дорога, разбитая тяжелой техникой, - сплошь ямы да ухабы. И вдруг ни с того ни с сего мы ступаем на булыжную мостовую - камень к камню, по бокам тротуарная отсыпка и даже оборудованные стоки для воды.

Золотой километр - народное название. Собственно тут даже и не километр, а всего 830 метров. Можно себе только представить, сколько труда было положено, чтобы построить дорогу тут, в заполярной глуши.

Разные исторические источники по-разному объясняют, откуда и когда появилась эта дорога. Одни говорят, что строили ее после войны военные, другие утверждают, что булыжная мостовая - дело рук заключенных узников ГУЛАГа.

Мурманский краевед, поисковик и писатель Михаил Орешета занимался разгадкой Золотого километра тридцать лет. В середине семидесятых ему удалось встретиться с человеком, который был на Кильдине и видел, как идет тут стройка мощных артиллерийских батарей и попутно - дороги. «Секретность была колоссальная, - рассказывал тот, - люди жили за колючей проволокой, охранники гоняли их, как скот, на работу и обратно за колючую проволоку...»

Сколько было узников, теперь уже не узнать. Говорят, что на Кильдине в период с 1935 по 1938 годы было два лагеря. Один женский, и, по одной из версий, именно женщины строили эту каменную дорогу.

Лагерь комкоров

Второй лагерь был мужской, и сидели там в большинстве своем командиры Красной армии, в том числе высшего командного состава - бывшие командармы и комкоры. И якобы именно они назвали Золотой километр в честь маршала Рокоссовского, которого очень уважали.

По словам Михаила Орешеты, лагерь на острове перестал существовать в 1938 году. Ликвидировали его очень просто и быстро. Тех заключенных, кто выжил, не расстреляли, а придумали для них более страшную смерть.

Погрузили на две баржи и потащили в Баренцево море.

- Эти две баржи с политзаключенными дотащили до острова Колгуев, высадили всех на этот безлюдный остров... - рассказывает Михаил Орешета. - Все погибли, от голода умерли.

Свидетелей трагедии не осталось, да и в письменных источниках ничего нет.

Сегодня от того лагеря на острове Кильдин и захочешь почти ничего не найдешь. Только артиллерийские батареи, построенные заключенными, да Золотой километр - вечный памятник ГУЛАГу.

(Окончание следует.)

Фото: Сергей Юдков
Фото: Сергей Юдков
Сегрей ЮДКОВ