(Окончание. Начало в номере от 24 августа.)

Гранитный крейсер

Этот остров, лежащий в Баренцевом море на выходе из Кольского залива, можно обойти за один день пешком. И увидеть немало чудес, которые на Большой земле ни за что не встретишь.

Но вот добраться до этого таинственного клочка суши - не так-то просто. Вроде бы и рядом он - руку протяни и достанешь. Ан нет. То военные со своими нелепыми секретами не дают разрешения высадиться на берег, то сам остров не пускает - напустит ветер, шторм да туман. Нам повезло - и все разрешения были, и погода выдалась хорошей. И вот на небольшой яхте вышли из залива и тут же увидели его очертания.

Первые впечатления двоякие - удивительная природа и разруха всюду.

В южной части острова разрушенные причалы, остовы каких-то старых складских помещений, развалины некогда жилых бараков. Бухта Могильная - обычно тут становятся на якорь суда - производит удручающее впечатление...

Надо сказать, первые люди появились на острове еще в эпоху неолита. От них нам остались несколько десятков каменных орудий труда, а вот от хомо сапиенс ХХ века - совсем иное наследство. Следы пребывания здесь военных не зарастут еще очень долго. Разруха, разруха, разруха. Развалины, уже успевшие зарасти и иван-чаем, и мелкими корявыми березками да ивами.

Старое кладбище, за которым давно никто не ухаживает - могилки жителей Кильдина, имен которых уже никто никогда не вспомнит. Разве что на некоторых пирамидках с красными звездочками можно кое-как прочитать, кто обрел тут вечный покой. В нескольких километрах вглубь острова располагается Верхний Кильдин - двух- и трехэтажные дома зияют пустыми глазницами окон.

Трудно представить, что еще лет 30-40 назад тут кипела жизнь. Были Дом офицеров, где крутили кино, школа, детский сад. Сегодня - мертвый город... А когда-то работал аэродром, способный принимать тяжелые транспортные самолеты: металлические щиты, из которых была сложена взлетка, еще не все растащили.

Гарнизон насчитывал более тысячи человек. На самой высокой точке острова в советские годы располагалась база ПВО. Стояли радиолокаторы. На соседней сопке располагались зенитные комплексы. Гордость советской оборонки. Когда-то это был сверхсекретный объект.

Непотопляемый гранитный крейсер - так порой не без гордости называли Кильдин. Грандиозная конструкция, выдвижная мачта С-300 - этакий «крокодил», - с помощью которой пэвэошники сопровождали цель, а затем поражали ее ракетами, - еще стоит. Металл не успел заржаветь, резина на колесах новенькая. Рядом валяются еще две уже демонтированные антенны. Тут же два новеньких дизель-генератора - охотники до халявного цветмета выдрали из них все самые дорогие детали, остальное бросили.

Рай для сталкеров

Восточное побережье острова - словно другая планета, этакая Кин-дза-дза. Заброшенные шахты, открытые люки. Остатки еще одного комплекса ПВО. Сейчас тут тоже ни души. Только ветер гуляет. Когда-то мощь страны, сегодня - рай для сталкеров. Сегодня подземные ангары, откуда когда-то производились запуски ракет и куда проникнуть могли лишь единицы, стоят открытыми.

Пробраться можно куда угодно - хватило бы смелости! Мы забираемся в ангар, где стояли пусковые установки крылатых ракет. Проползаем через ледник. Снег тут не тает никогда.

Когда-то тут было освещение, порядок, как в аптеке. Сегодня ноги бы не переломать. Две установки уже практически полностью разобраны, слишком много цветного металла было внутри.

Трудно себе представить, что думали военные, проходившие тут, на краю света службу, когда в 1995-м пришел приказ оставить остров. Воинские части, некоторые из которых выполняли важнейшие задачи для того, чтобы страна жила спокойно, ушли отсюда в 1994 году. Хотя сказать «ушли» - неправильно.

Это был не переезд к новому месту дислокации. Все, созданное десятилетиями, было брошено, как при паническом отступлении, едва ли не бегстве. Военная техника, уникальное оборудование, на создание которого страна потратила колоссальные деньги, - все оставили, без счета. Хотя, как вспоминают военные, у многих служивших здесь сохранялась надежда, что государственная мудрость возобладает, будет отдан другой приказ, и они сюда вернутся.

А потому все же, уходя, склады и те же самые шахты с пусковыми установками закрывались на прочные замки. Впрочем, как оказалось, для мародеров - охотников за цветным металлом - никакой замок не преграда. В первые же пару лет все некогда сверхсекретные объекты были разграблены.

Почему не сохранили военные объекты, а отдали на разграбление? Вопросов много, и ответы получить, пожалуй, уже и не у кого.

Да и нужны ли они сейчас? Мертвый остров - одно из самых уникальных мест в нашем Кольском Заполярье - сегодня сплошная свалка. И он требует наведения порядка. Сделать это можно, но только если на то будет государственная воля. Началась же чистка от ржавых бочек островов Земли Франца-Иосифа. Миллионы ржавых бочек, в которых некогда завозили топливо, прессуют и вывозят на Большую землю.

В генеральной уборке нуждается и Кильдин. И, мне кажется, что добровольцев-волонтеров, готовых поехать на гранитный крейсер и хорошенько поработать, отыщется немало. Но проблема в том, что те же военные мало кого туда пускают. Вроде бы и не нужен людям в погонах это остров, и нет в нем уже ничего секретного - а нельзя, и все. И трудно сказать, долго ли так будет продолжаться. Пока же дивный остров в Баренцевом море лежит в разрухе, ненужный никому.

Фото: Лев Федосеев
Фото: Сергей Юдков
Фото: Лев Федосеев
Сегрей ЮДКОВ