После перерыва продолжительностью более 30 лет российские военные гидрографы возобновили изучение далеких и таинственных островов самой северной территории нашей страны - Земли Франца-Иосифа. Работы были приурочены к 140-летию открытия архипелага и 100-летию похода Георгия Седова к полюсу и установлению над островами государственного суверенитета России. Экспедиция завершилась в конце сентября. Одни ее результаты были ожидаемы, а другие оказались сюрпризом.

За почти трехнедельный рекогносцировочный поход на гидрографическом судне «Горизонт» специалисты обследовали берега островов архипелага, фиксируя глубины и прокладывая пути для тех, кто пойдет следом.

- Цели похода были для нас стандартными: выполнение океанографических исследований, демонстрация флага ВМФ России, участие в памятных мероприятиях по случаю юбилея похода Седова, - рассказывает начальник гидрографической службы СФ Игорь Наумов. - С моря и на берегу мы осмотрели и геодезические пункты, и средства навигационного оборудования. Несмотря на то, что знаки изготовлены из дерева, они отлично сохранились, почти не получили никаких повреждений, хотя были установлены еще в 50-х годах. По спутниковым навигационным системам мы провели проверку совпадения их координат в ранее изданных картах и каталогах. Диапазон расхождений составил от пяти до сорока пяти метров.

По словам гидрографов, рельеф дна в целом соответствовал показанному на картах, но экспедиционная группа все же выявила еще несколько неотмеченных подводных объектов. На одном из участков по карте глубины должны были достигать 10-12 метров, но оказалось, что всего в шести метрах от поверхности воды там находится опасный подъем дна. Теперь после обработки его координаты будут нанесены на карты.

Из-за сложной ледовой обстановки в проливах и резкого ухудшения погодных условий (судно попало в этих местах в шестибалльный шторм) маршрут несколько раз приходилось менять. Ясных дней во время похода было всего два, остальные - туманные, ограничивающие видимость почти до нулевой.

- По специальности я метеоролог, но в походе чувствовал себя довольно неуютно, потому что прогнозирование в этой части архипелага крайне затруднено. Погода менялась быстро, причем кардинальным образом. Да и общие впечатления сложно описать. Район с очень скудной флорой и фауной. В общем, есть ощущение, что оказался на краю света, - продолжает Игорь Наумов. - Из больших животных мы видели только моржей и не встретили ни одного медведя. Думаю, это связано с аномальным отступлением льдов.

Кстати, скорее всего, именно уход ледника стал одной из причин образования пролива на острове Нортбрука и появления еще одного - 192-го острова архипелага. Хотя это открытие, скорее, номинальное. О том, что остров Нортбрука на юго-западе архипелага представляет собой два участка суши, разделенных проливом, стало известно в 1985 году. Тогда историко-археологическая экспедиция полярного исследователя Дмитрия Кравченко на ледоколе «Капитан Драницын» отправилась туда, и в первый же день после высадки отряда на остров был обнаружен и исследован неизвестный пролив. Замеры показали, что это не временная протока, образовавшаяся вследствие таяния льда, а действительно морской пролив. Тогда экспедиция решила присвоить ему имя первооткрывателя - Гайдовского, а острова назвать Западный Нортбрука и Восточный Нортбрука, что и указала в отчете, направленном во Всесоюзное географическое общество. Но этот факт нашел отражение лишь в прессе и никак не отразился на карте.

Но вот теперь, после возвращения наших гидрографов на ЗФИ, на карте самого архипелага произойдут изменения. Измерения, выполненные во время этой экспедиции при уточнении береговой черты, задокументировали открытие предшественников. И сейчас остается только официально признать и дать названия новым географическим объектам. В связи со значительными климатическими изменениями, которые происходят в Арктике, в дальнейшем не исключена возможность открытия очередных новых островов, проливов, кос: местами низкие песчаные берега на некоторых островах «тают» и уходят под воду (исследователи наблюдали такое явление не только на Нортбруке, но и на островах Греэм-Белл и Галля).

- Мы будем отслеживать дальнейшие изменения. А этот пролив довольно мелкий - около метра, - говорит ответственный за подготовку экспедиции Алексей Корнис. - Гидрографы около суток буквально собственными ногами промеряли его, в том числе для определения максимальной и минимальной глубины. Кстати, во время этого похода можно было бы открыть еще один - 193-й остров, который находится в новом проливе (если быть более точным, то уже в близлежащем заливе, тут пока еще надо определиться с системой отсчета границ). На нем в момент исследования находились моржи. Но как долго он будет существовать в связи с такими климатическими изменениями, неизвестно. Через год его может просто размыть, а значит, наносить на карту такой остров пока не стоит. Понаблюдаем. Да и моржей ради этого зачем тревожить?

Особое внимание было уделено наблюдению за айсбергами. Участники похода обнаружили на дне борозды шириной до 60 метров, по которым можно судить о размерах ледяных «кораблей», дрейфующих в районе ЗФИ. Причем самый большой из наблюдавшихся айсбергов визуально легко было перепутать с островом: его высота - 56 метров, к тому же он не двигался, так как был на мели.

На острове Рудольфа гидрографы заложили капсулу с посланием будущим поколениям. Потому что архипелаг требует к себе внимания и дальнейшего изучения, а значит, сюда вернется еще не один исследователь. Ходатайство о восстановлении Северной гидрографической экспедиции Главнокомандующим ВМФ уже подписано.

- Когда видишь результат работы, которую до тебя не делал никто, воплощение всего запланированного, нельзя не радоваться, - делится капитан «Горизонта» Иван Халяев. - Экипаж отработал на четверку с плюсом, и я бы очень хотел вернуться на Землю Франца-Иосифа для продолжения начатого. Арктика - она затягивает, с ней нелегко попрощаться.

Фото:
Фото Олега Алексеева.
Фото:
Фото Олега Алексеева.
Анна ВИХРОВА