В крупных городах существуют специальные школы, в которых действует программа «Школа русского языка» - годичные курсы, после которых ребенка-иммигранта можно учить по обычной общеобразовательной. У нас таких пока нет, но школ с большим количеством учеников из других стран немало.

Одна из таких - мурманская тридцать восьмая. В ней многонациональный состав не только учеников (помимо русских там учатся украинцы, белорусы, азербайджанцы, татары, казахи, чуваши, осетины), но и учителей. В прошлом году здесь даже прошел фестиваль культур. В каждом классе учится от одного до четырех детей-иностранцев.

Учителя сразу говорят, что в школе одна национальность - ученик. Разумеется, определенных сложностей просто не избежать. В первую очередь - языковой барьер. Дома с ребенком разговаривают на родном языке, а в школе ему нужно говорить по-русски.

- В этом случае мы беседуем с родителями. Большинство на наши замечания реагируют абсолютно адекватно. Обещают, что с ребенком будут стараться разговаривать исключительно на русском, - объясняет завуч по воспитательной части Ольга Кудымова. - Ну а дальше могут помочь только усиленные занятия, помноженные на желание самого ребенка. На уроках мы стараемся не делать явных поблажек, чтобы не акцентировать внимание на различиях, но есть дополнительные и индивидуальные занятия. Все же наша задача - доучить ребят, помочь им успешно сдать ЕГЭ и получить аттестаты.

Дети есть дети: игры, увлечения, интересы не зависят от национальности, поэтому ребята одной крови не кучкуются своей замкнутой общинкой, играют вместе с «аборигенами» и от дефицита общения не мучаются.

Мучаются педагоги. С документами, например. Пытаясь понять, какой из вариантов транскрипции имени нового третьеклассника правильный Абдул-Бори или Абдил-Борий. А сверстники по-свойски зовут его Борей, он не возражает.

- Для более быстрой адаптации мы рекомендуем обязательно записать ребенка в кружки и секции, чтобы он как можно больше общался со сверстниками, - продолжает Ольга Васильевна. - Понимая, что ребята из других стран изучают наши традиции, мы стараемся сделать им приятное и поздравляем с их национальными праздниками. Вот недавно на информационном стенде вывешивали поздравление с Курбан-байрамом. В планах наладить общение с диаспорами, которые есть в Мурманске.

Кстати, и мигранты с уважением относятся к нашим традициям. В этой школе есть факультатив «Основы религиозных культур и светской этики», где рассказывают о православии, и на эти занятия ходит ученик-азербайджанец. Несмотря на то, что семья мусульманская, отец мальчика привел его на занятия, сказав: сын знает свою религию и должен знать религию, которую исповедует большинство граждан той страны, в которой он сейчас живет.

Материалы по этой теме:

На разных языках. Грозит ли Заполярью волна национализма?

Ребенок - чистый лист

Официальный комментарий. По патенту и с разрешением. Есть из правил исключения.

Холодно, да не голодно

Был Абдил - стал Борька

Анна ВИХРОВА