В кругу многочисленных фотографов Кольского полуострова нет, кажется, ничего более традиционного, чем ежегодная выставка «Глазами северян». Нынче в 42-й раз открылась она в областном Дворце культуры и народного творчества имени С. М. Кирова.

После снежочка в четверг

Вопрос на засыпку: вы, уважаемый читатель, можете вспомнить, когда в Мурманске в этом году выпал первый настоящий снег? А фотограф Вячеслав Басов не только помнит, но запечатлел это удивительное явление 17 октября, в четверг. Почему удивительное? Не первый же поцелуй… Автор снимка рассказывает с юношеским азартом, несмотря на сорокалетний стаж службы в рядах стратегических мурманских фотосил:

- Выхожу я из дома на улицу Октябрьскую, а на газонах поверх первого снега последний листопад! Ну, я бегом домой, за аппаратом…

Такой кадр потом можно рассматривать годами, если повесить его в неброской рамке в собственной квартире. Лучшее средство от нервов. И лучшее оправдание обязывающему названию выставки - «Глазами северян». Острые у них глаза.

Между прочим, тот же Басов представил единственный из 40 работ экспозиции кадр «Январская Варзуга», сделанный пленочным фотоаппаратом. Каменный век, ей-богу!

Любопытно, что и этот день ветеран-фотограф запомнил, хотя календарной подсказки, как на цифровике, у оригинала нет.

- Новый, 2013 год я встретил в Варзуге. Утром 2 января вышел на свежий воздух, а передо мной сказочная панорама старинного села и полный штиль. Белый снег, белое небо, серые домики. Такие внешне бесцветные пейзажи так и просятся на цветную пленку!

Для себя я тоже отметил одну символическую дату - ноябрь 2013 года. Потому что Басов - едва ли не единственный в Мурманске профессионал, кто продолжает героическое сопротивление побеждающей на всех фронтах «цифре» и предпринимает партизанские пленочные вылазки на солидных фотовыставках. Даже любопытно - как долго еще продержится движение пленочного сопротивления? Сопротивление тех, кто хранит веру в алхимию, которая позволяет с помощью различных колдовских растворов превратить содержащееся в пленке серебро в истинное золото.

Наша цель - оптимизм!

Интереснейший натюрморт представил мончегорец Александр Пантюшин. К сожалению, рассматривать его можно только в большом выставочном формате, на газетной странице он потеряется. Так что поверьте на слово - новелла из серии «смех сквозь слезы». Итак, представьте: старенький деревянный домик, за окном с покосившимися ставнями вялятся на веревке морские ерши и речные окуни. Название снимка и юмористично, и драматично - «К пиву». Уж очень грустен домишко... Уж очень оптимистична цель!

- Я сделал этот кадр в селе Кузрека на беломорском побережье. В одноименной речке местные жители ловят в самом устье одновременно и морскую, и пресноводную рыбку. Поэтому и такое необычное соседство на одной веревке - ерши и окуни. И архитектурный фон показался мне очень трогательным, - рассуждает автор, ровно год назад принятый в Международную ассоциацию фотохудожников (AFIAP).

На рыбацкую тему и костюмированный портрет «Добытчик» работы Николая Головина. Инженер-океанолог Арктической морской инженерной геологической экспедиции привез с Ямала целую серию снимков. Но удачливый ненец с охапкой замороженного муксуна в руках - это не экзотика, а быт коренного северного народа. Главное, фотокамера оказалась под рукой в нужный момент. Истинный фотограф - это предчувствие кадра.

Жанровую сценку с безусловно репортажной быстротой реакции на происходящее представил мурманчанин Юрий Левин:

- На нынешний День города, 4 октября, мне довелось стать свидетелем забавной картины. Два норвежских корреспондента готовили репортаж о народном гулянье на Семеновском озере. Оба неплохо говорят по-русски, расспрашивают горожан о впечатлениях. В моем кадре они как раз подошли к бойкой старушке. А когда отошли, бабушка призналась: «Первый раз в жизни с иностранцами разговаривала».

Поэтому и назвал автор свой снимок «Первое в жизни интервью». Глаз не только острый, но и добрый.

Нескромная природа

Как ни доступны стали для запечатления в наш цифровой век заполярные фотокрасоты, но не могу обойти пейзаж Павла Алексеева «Цвета осени». Житель Абрам-Мыса, он сделал этот кадр со своего берега нынешним сентябрем. Видите точку на дальней сопке? Это Алеша.

Название снимка говорящее. Золотой и синий - это цвета мурманского бабьего лета. Автор, кстати, славится своими панорамами Кольского залива, и за одну из них, за «Синий февраль», отхватил золотую медаль всемирной выставки AFIAP три года назад.

- Мне казалось, что после того «Февраля» лучше уже ничего не сделать. Но опять в Мурманск приходит осень, опять на залив начинают опускаться мои любимые туманы… - говорит мастер, советующий своим начинающим фотоученикам почаще пересматривать «Сталкер» Андрея Тарковского.

Чудный в своей попсовой яркости пейзаж! Наотмашь бьет по бытовому представлению о скромности заполярной природы. Но фотография - это фотофакт. С ее документальностью не поспоришь.

Фото:
Николай Головин. «Добытчик».
Фото:
Юрий Левин. «Первое в жизни интервью».
Фото:
Павел Алексеев. «Цвета осени».
Павел ВИШНЕВСКИЙ