«Хотелось бы побывать везде: попасть в Арктику, пройдя по Северному морскому пути, прокатиться в комфортабельных вагонах турпоезда, поучаствовать в яхтенном фестивале - все очень интересно», - поделилась впечатлениями об услышанном в ходе заседания круглого стола по обсуждению перспектив развития туризма гостья из Финляндии Ирья Палтто. Заседание прошло в рамках Мурманской деловой недели.

72 часа без визы

На этот раз и в самом деле было много интересного. Чего стоит только прозвучавший одним из первых рассказ гостя с Камчатки Сергея Фролова, президента компании «Пасифик Арктик Нетворк». Благодаря его презентации участники прошли на комфортабельном морском лайнере Северным морским путем по уникальному туристскому маршруту Русской Арктики и от берегов Белого моря до Дальнего Востока. Во время таких путешествий, как пояснил докладчик, туристы могут группами высаживаться на берег на специальных лодках и плотах в местах, где невозможна швартовка крупных пассажирских судов.

Можно лишь позавидовать гостям, открывшим для туристов такие ворота в Арктику, и вспомнить путешествия на макушку земли, которые организовывали когда-то и у нас. Хочется верить, что реконструкция, которая идет сейчас у морского вокзала, позволит и Мурманску оправдать свое право быть теми самыми основными воротами в Арктику и в туриндустрии.

- Для нашего морского города с его крупным портом, конечно, стыдно не иметь инфраструктуры для приема иностранных туристов, прибывающих морским путем, - сказал первый заместитель губернатора Алексей Тюкавин. - Единичные туристские лайнеры, приходящие в Мурманск, швартуются где-нибудь к причалам торгового или рыбного портов, потому что специальных у нас пока что нет. Мы благодарны федеральному правительству за решение реконструировать пирс для приема пассажирских морских лайнеров. В дальнейшем реконструкция ждет и морской вокзал, чтобы он мог обслуживать иностранных пассажиров.

Реализация проекта «Арктическая гавань» идет полным ходом, это отметила в своем выступлении министр экономического развития региона Елена Тихонова. Завершение всего запланированного объема работ по реконструкции позволит организовать регулярное паромное сообщение с Норвегией. Важна для туротрасли и связанная с этим возможность обеспечения 72-часового безвизового въезда в РФ иностранных пассажиров паромных судов. Решение этих проблем позволит увеличить количество заходов в порт Мурманск судов иностранных круизных компаний и, соответственно, долю круизного туризма в этой отрасли региона.

Продолжается в области и реализация проекта «Развитие горнолыжных склонов горы Айкуайвенчорр», которым предусматривается строительство современных горнолыжных подъемников. Уже на конец этого года намечено открытие нового кресельного подъемника, а в начале следующего начнется строительство 8-местной скоростной гондольной пассажирской подвесной канатной дороги. Это, по предварительным подсчетам, позволит увеличить турпоток на территории Кировска до 40-45 тысяч человек в год.

Увидим ли «Сияние Севера?»

Наша область присоединилась также к межрегиональным проектам, инициированным Республикой Коми и архангелогородцами. Речь идет о возможном открытии железнодорожного круиза «Русский Север» и арктическом круизном маршруте «Порт Мурманск - национальный парк «Русская Арктика» - порт Архангельск». Реализация этих проектов позволит предложить уникальные турпродукты, развитие которых будет иметь значительный положительный эффект для всех регионов-участников.

Международный туристский проект Восточной Лапландии и юга Кольского полуострова «КолаСпорт и туризм» направлен на сотрудничество в сфере развития спорта и туризма. В основе - экологический туризм на особо охраняемых природных территориях и создание благоприятных условий для повышения туристической привлекательности приграничных регионов.

Еще один международный проект - «Наше общее арктическое наследие» базируется на развитии приграничного сотрудничества, в том числе в сфере туризма, преимущественно горнолыжного.

Конечно же, продолжение железнодорожного круиза «Русский Север» на территорию нашей области - перспектива весьма заманчивая. В комфортабельной гостинице на рельсах «Сияние Севера» туристы уже путешествуют маршрутом Москва - Санкт-Петербург - Великий Новгород - Вологда - Микунь - Троицко-Печорск - Ярославль - Москва. Но его схема может и поменяться в зависимости от продолжительности, стоимости и тематики программ. Может протянуться она в сторону Мурманской области и Республики Карелии. Над этим специалисты пока думают.

Одна из главных проблем - целевая группа, на которую можно рассчитывать при осуществлении задуманного. Дело в том, что подобное путешествие окажется не по карману рядовому туристу. Сегодня шестидневная железнодорожная прогулка по разработанному маршруту от столицы России для наших сограждан обходится в 30 615 рублей, а цены восьмидневного маршрута на следующий год определены в 7500 евро на человека в вагоне класса «люкс» и 4500 евро - в «СВ». Не думаю, что «Сияние Севера» в скором времени засветится у вокзала нашего города.

Ждем яхты в Кольском заливе

А вот первый международный «Северный яхтенный фестиваль» в нашем порту, вероятно, будут принимать уже этим летом. Председатель его оргкомитета Глеб Плетнев обнадежил:

- У нас есть опыт проведения подобных мероприятий на Черном море. И федеральное агентство «Ростуризм» предложило подумать о подобном на Севере. В следующем году планируется провести яхтенный фестиваль от берегов Северной Норвегии в Мурманскую и Архангельскую области. В июне президент РФ подписал закон о возможности плавания иностранных парусных прогулочных яхт в территориальных водах страны после открытия границ. И летом мы уже ходили по морям Украины и России с заходом в Абхазию. Северный фестиваль планируется с участием 10 парусно-моторных яхт. Старт намечен из Буде 15 июля. Весь маршрут займет порядка 45 дней. В точках захода планируются встречи с администрациями муниципалитетов, бизнес-сообществами, молодежными и различными творческими коллективами, яхтсменами, если они есть. Планируется проведение круглых столов по обсуждению перспектив развития яхтенного туризма как одного из наиболее экологичных видов международного. Фестиваль будет проходить в несколько этапов с возможной сменой экипажей.

Пограничные процедуры яхтсменам предстоят в Мурманске, и докладчик выразил надежду, что хотя организаторов и пугают различными сложностями, которые их здесь ожидают, но все получится, если все участники и структуры будут в этом заинтересованы. Время заходов яхт рассчитано так, чтобы путешественники попадали на различные местные праздники и массовые мероприятия. К примеру, в Норвегии - это фестиваль камерной музыки и фестиваль пива, а также различные фольклорные праздники.

- В Мурманске хотелось бы тоже максимально продемонстрировать эксклюзивные возможности края, его основные достопримечательности, и мы готовы обсуждать любые связанные с этим предложения, - сказал Глеб Плетнев - Мы пойдем вдоль Кольского полуострова с возможными заходами в другие населенные пункты. Параллельно с морским будет двигаться и береговой тур: автодома, джиперы. И во время заходов они будут объединяться с яхтсменами. Затем программа продолжится в Архангельске и далее - на Соловецком архипелаге.

Одна из целей первого фестиваля - разработка концепции яхтенных стоянок в Баренцевом и Белом морях, создание своеобразной лоции для туристов-яхтсменов на будущее.

Серая дымка над Рыбачьим

Выступавшие во время заседаний круглого стола российские участники сетовали, что пока имеющиеся у нас ресурсы просто не умеют использовать. К примеру, генеральный директор крупной российской компании «РашаДискавери», имеющей свой филиал в том числе и в Мурманске, Тимофей Рогожин говорил о состоянии и перспективах развития российского туризма на архипелаге Шпицберген и межрегионального турпродукта «Полуостров Рыбачий - Грумант (Шпицберген)». Он сослался на пример норвежцев, которые довели посещения административного центра своей самой северной части королевства - Свальбарда (Шпицберген), порта Лонгьир, до 70 тысяч туристов за год. А в этом ожидается порядка 90 тысяч.

В основном туристы, естественно, норвежские. На лодках, пешие, конные, на собачьих упряжках, в основном зимой. Едва ли не каждый житель королевства мечтает хотя бы разок побывать на Свальбарде. В небольшом Лонгьире - 10 вариантов размещения. Это по-настоящему уникальный опыт: на 76-й широте сделать несочетаемое сочетаемым. Тут есть чему поучиться.

К сожалению, российский Грумант практически не звучит, даже сувенира с этим названием не найти. «Арктикуголь» немного обустроил второй по величине населенный пункт на архипелаге Баренцбург. Но пока здесь бывают тоже преимущественно норвежцы. В прошлом году открылась гостиница на 36 мест на бывшем нашем руднике Пирамида. Итог - тысяча норвежских снегоходчиков за зиму. Есть планы по дальнейшему восстановлению Пирамиды. Место это уникальное. В этом году наконец прошел первый тур российских туристов. Это группа, посетившая все населенные пункты острова.

Полуостров Рыбачий может стать подобным уникальным местом в Мурманской области. «Мурманский вестник» не раз подробно рассказывал о его достопримечательностях. Самая северная точка континентальной России, место где Константин Симонов написал своего «Сына артиллериста», может стать такой же туристской Меккой. Но пока это больше Мекка для «серого», неорганизованного туризма, не только не приносящего доходов казне, но и создающего немалую угрозу хрупкой здешней природе. Это одна из серьезнейших проблем заполярного туризма не раз звучала во время обсуждения.

Одна, но не единственная. Тем не менее положительная динамика в развитии туристской сферы региональной экономики заметна.

- Очень рада, что оказалась в Мурманске, - поделилась гостья из Якутии, завкафедрой финансов и банковского дела Северо-Восточного федерального университета Инга Николкина. - Я работаю над диссертацией по арктической теме, а также возглавляю международный проект по прибрежным зонам. Для меня особенно интересен практический аспект. Прежде на подобных встречах слышала больше о возможностях реализации тех или иных проектов, а сегодня в докладах речь шла о том, что конкретно делается. Интересно было послушать об арктических круизах, о предстоящей яхтенной регате на Севере. Мы с земляками обсуждали увиденное в ходе вашей деловой недели и пришли к выводу: здесь процессы идут намного динамичнее, вы ушли вперед. Надеемся, что и у нас все активизируется. Наш порт Тикси, к примеру, тоже дает возможности участия в морских круизах, они для нас тоже интересны, как и многое другое. Так что нам будет что рассказать дома.

Фото: Сергей Ещенко
Фото: Лев Федосеев
Юния ВАЛАМИНА