Творчество изначально таит в себе элемент некоего колдовства, волшебства, вы согласны? Коли же за кисть возьмется настоящий носитель тайных знаний, шаман, то… жди откровений. Может быть, так и стоит рассматривать картины саамской художницы Надежды Фениной (Ляшенко), что экспонируются сейчас в выставочном зале Центра гуманитарных проблем Баренц-региона КНЦ РАН.

Надежда - не только художница, поэтесса, исполнительница романсов, но и нойда - носительница древних знаний народа саами. Впрочем, не забудем о том, что каждый художник - немножко шаман… Целый мир саамской культуры встает перед нами в картинах и пяти других саамских художников: Якова Яковлева, Елены Яковлевой, Василия Воробьева, Ивана Галкина, Михаила Филиппова.

Художники - плоть от плоти саамского народа, через свою душу пропустили все, что писали. И потому живым теплом дышат их полотна

Привезли в Апатиты полотна (а перед тем они экспонировались в Мурманске) руководитель областного Центра коренных малочисленных народов Севера Надежда Чупрова и директор Фонда сохранения и поддержки культуры Севера «Варзуга» Татьяна Милицкая. Как сообщили организаторы, представленная экспозиция уникальна: впервые за долгие годы удалось собрать работы сразу шести саамских художников, причем многие из этих картин уже являются собственностью частных коллекционеров, так что повторить когда-нибудь подобную подборку вряд ли удастся.

- Кольских саамов сегодня всего полторы тысячи, и посмотрите, сколько талантливых людей! - подчеркнула Татьяна Милицкая. - Обратите внимание на то, какие разные работы здесь представлены. По ним можно изучать народ, его жизнь показана в разных ракурсах.

- Огромное спасибо и низкий поклон вам за любовь и интерес к саамскому народу! - от имени ассоциации кольских саамов обратилась к ученым Нина Афанасьева.

По ее словам, все ей здесь согревает душу. Например, ночь в тундре на одной из картин Ивана Галкина - совсем такая, какой помнят ее жители села Варзина, родного села Нины Елисеевны. Темная, беспроглядная, рассеиваемая иногда лишь светом луны. Или вот морошка, любимое лакомство, краткой поры появления которого ждали как радости и милости природы. Картины Ивана Галкина, рано ушедшего из жизни, есть у Афанасьевой и дома: любимая - «Ожидание», где стоит, не уставая, женщина у двери куваксы, вглядывается вдаль - не идет ли любимый.

- А Яков Яковлев - посмотрите, вся история саамской жизни на его полотнах, - обратилась к зрителям Нина Елисеевна. - Вот шаман священнодействует у костра, и кружит ворон - птица вещая… А вот тридцать седьмой год - уводят от родного очага мужчин, остаются, заходясь в крике, женщины…

Художники - плоть от плоти саамского народа, через свою душу пропустили все, что писали. И потому живым теплом дышат их полотна. Поддержала, не дала охладеть этому теплу и атмосфера зала, согретая саамской речью, напевами, пронизанная живыми токами древних помощников нойды - шуввы, погремушки, бубна… Все это - не этнографические муляжи, а инструменты, позволяющие нойде путешествовать по мирам и «насквозь видеть» человека. Надежда Фенина приехала на открытие выставки, чтобы приоткрыть перед гостями вернисажа завесу тайны над жизнью современной шаманки.

Сейчас художница, как уже было сказано, посвятила себя творчеству, а вообще кем только ни приходилось ей работать: от дворника до начальника пожарной части. И вот уже двадцать лет как она - нойда.

- Нойдами не рождаются, их выбирает дух, - говорит она. Вот такой избранной она себя и ощущает. Вообще, саамам присуще особое знание о жизни, считает Надежда. Например, еще от бабушки она знает, что «болезнь нужно заработать», что не просто так посылается она человеку. Поймешь причину - можно излечить болезнь.

- Наша культура основана на поклонении земле, огню, деревьям, - говорит она. - Все у нас одушевлено. И люди, знавшие об этом, хранившие древние знания, жили долго, так что ошибкой считать, что век саама был короток.

Главным же хранителем тайн жизни является нойда - саамский шаман. За помощью он обращается в другие миры, отправляясь туда путешествовать. В средний мир - за здоровьем, в верхний - спросить совета, а в нижний - за знаниями. Знания живут в центре Земли.

«Карту путешествий» можно прочесть на бубне, который делают сами шаманы из цельного куска дерева. Привезла в Апатиты такой бубен и Надежда - собственноручно сделанный ею буквально несколько дней назад. С удовольствием продемонстрировала она и шувву (название инструмента, похожего на натянутую тетиву, переводится как «ветерок»), и погремушки, которые помогают ей «просканировать» организм обратившегося за помощью человека. Больной орган даст о себе знать жжением или покалыванием в пальцах, как пояснила саамская знахарка.

Конечно, нойда приоткрыла лишь самый краешек тайны, сокровенное знание и должно остаться сокровенным, чужих на заповедную территорию пускать нельзя. Да и сам шаман должен соблюдать определенные правила, принципы: например, не вмешиваться в чужую жизнь и проблемы, если не попросят. А еще - не навредить своим вмешательством, хранить тайну своих отношений с людьми, пришедшими за помощью. И помнить о своей ответственности.

- Приходится ли вам обращаться в другие миры за помощью в творчестве? - задала я вопрос Надежде.

- Возможно, так бывает, - уклончиво ответила она.

Что ж, не будем совать свой нос, куда не просят. А просто посмотрим на картины Надежды: завораживающие мистической эстетикой «Танец с духами», «Олени - духи» (кстати, олени, по саамским поверьям, являются и проводниками по другим мирам), «Богиня огня». А вот лиричные и тоже будто из тонких миров явившиеся герои полотен «Первое чувство», «Двое», «Ночь нежна»… Может быть, это не просто дань романтике, а тоже сокровенная реальность, недоступная обычному взгляду?

- Эта выставка очень значима для Апатитов, - сказала ученый секретарь ЦГП Светлана Виноградова. - В Мурманской области четыре территории проживания саамского населения, и наш город не обладает таким статусом. Поэтому люди далеко не всегда подозревают, что история и культура саамов - это и история заполярных городов. Основные посетители нашего центра - молодежь, и чрезвычайно важно, что они увидят эту живопись, смогут больше понять о народе, издавна живущем на Кольской земле.

Фото:
Надежда Фенина. «Двое».
Фото:
Иван Галкин. «Морошка».
Зоя КАБЫШ, Апатиты