Дороги Апатиты - Кировск, Мишуково - Снежногорск, «Лотта» и автоподъезд к Североморску в уходящем году признаны самыми опасными в области. На них в общей сложности погибли 13, травмы получили 118 человек. Такие цифры прозвучали в среду на заседании областной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения.

Сколько стоит светофор?

Итоги года получились невеселыми: несмотря на зафиксированное статистикой общее снижение числа ДТП, дороги региона остаются своего рода источником повышенной опасности. За одиннадцать месяцев на них погиб 51 человек, травмированы более тысячи. Причем, по словам и.о. начальника регионального управления ГИБДД Алексея Азовцева, почти половина аварий в городах и поселках происходит с участием пешеходов. Некондиционное состояние пешеходных переходов в большинстве муниципалитетов давно заставляет гаишников бить тревогу. В условиях полярной ночи неосвещенность «зебры», отсутствие знаков, еле видная разметка и снежные валы на обочине вполне могут спровоцировать трагедию. И провоцируют - за год число наездов на пешеходов на переходах перевалило за сотню.

Между тем из 1200 переходов, обустроенных в области, более ста не соответствуют установленным нормам. Самые частые недочеты - нарушения при установке знаков, отсутствие разметки, освещения. Выносятся предписания, реагирует прокуратура, но воз и ныне там. Готовясь к эстафете олимпийского огня, гаишники проверили состояние дорожной сети областного центра, недостатки выявлены практически на всех улицах, включая центральные магистрали.

На этой неделе «Мурманский вестник» подробно рассказывал об изменениях, которым подверглись несколько мурманских пешеходников. Однако полностью решить проблему удастся весьма нескоро. По словам председателя комитета по развитию городского хозяйства областного центра Юрия Николаева, чтобы оборудовать один перекресток как пешеходный переход - сделать все по государственным стандартам, установить многофазные светофоры - требуется свыше двух миллионов рублей. Ценник, прямо скажем, впечатляет. В любом случае, несмотря на то что сумма, отведенная на обустройство дорог Мурманска, где находится треть всех пешеходных переходов региона, растет ежегодно, всех дыр эти деньги не закроют.

...Из того, что было

Впрочем, если в областном центре дело движется - ламповые светофоры меняют на светодиодные, устанавливают новые знаки и ограждения, - то в небольших муниципалитетах ситуация просто критическая.

Например, глава Кильдинстроя Николай Катин, которому на совещании поставили на вид несоответствие дорожных знаков нормам, честно признался: в муниципальном бюджете денег на них просто не наскрести, спасибо, спонсор нашелся. Сделали, как смогли, из того, что было. И на том спасибо.

- Когда карелы Ленинградку отремонтировали, остались бетонные столбики, вот мы на них знаки и установили - а что делать? - делится он. - У нас в муниципалитете пять населенных пунктов: кроме самого Кильдинстроя еще Зверосовхоз, Шонгуй, Магнетиты, Голубые Ручьи. Так вот на ремонт всех дорог в них на год есть всего сто тысяч рублей.

Ситуация типичная для небогатой глубинки (хоть глубинка эта - в двадцати минутах езды от областного центра). Некогда работавшие предприятия давно развалились, бюджет дотационный, дороги ничейные. Чтоб получить в минтрансе субсидию на обустройство дорожной сети, нужно вначале внести их в реестр муниципальной собственности. А для этого через суд признать их бесхозными. Потом экспертиза, паспорт - словом, процесс долгий и затратный.

- Получили субсидию шесть миллионов - так в этом году полтора километра дороги в Зверосовхозе отремонтировали, - отчитывается глава поселения. - А мне еще восемь с половиной километров делать до Голубых ручьев, дорога на земле, принадлежавшей минобороны. Это сколько денег нужно - а у нас весь муниципальный бюджет сто миллионов, доходной базы нет.

Особенно опасаются муниципалы урезания бюджетов и сокращения регионального субсидирования. Вот и Алексей Азовцев, говоря о городских программах, нацеленных на повышение безопасности движения, оговаривается:

- Главное, чтобы в случае сокращений бюджетов, эти планы не пошли под нож!

С мертвой точки

Согласно официальным данным на ремонт дорог Мурманской области в 2013 году был выделен 1 миллиард 857 миллионов 230 тысяч рублей. Это, разумеется, не считая десяти федеральных миллиардов на реконструкцию автоподъезда к Мурманску. В следующем году планируемый размер регионального составит 1 миллиард 680 миллионов 427 тысяч рублей. Дорожные фонды должны появиться уже 1 января и во всех муниципалитетах - таково требование Бюджетного кодекса. Источником их наполнения станут акцизы на бензин, дизтопливо и масло, а также иные поступления в местный бюджет, утвержденные решением муниципальных депутатов. Другой вопрос, что если доходов особенных нет, то и Дорожный фонд будет скуден. И опять - с протянутой рукой за субсидиями в региональное правительство. Помощь муниципалам оказывают ощутимую: по документам регионального минстроя, к 1 декабря города и поселки использовали 323 882 000 рублей «дорожных» субсидий.

Остальные средства дорожного фонда пошли на ремонт, содержание и реконструкцию дорог регионального значения. Сдвинулся с мертвой точки ремонт самых проблемных трасс области: привели в порядок направления Апатиты - Кировск, Оленегорск - Ловозеро, автоподъезд к Ура-Губе, три самых тяжелых участка на дороге Пиренга - Ковдор. Впрочем, последняя требует гораздо больших вливаний и, как планируется, получит их в следующем году: на ямочный ремонт этой трассы запланировано более 118 миллионов.

Всего в 2014 году минтранс выделит более 550 миллионов на ремонт 39,11 километра дорог регионального значения. Основные работы намечены на автодорогах Кола - «Лотта» (предусмотрен капремонт участка), и Кандалакша - Алакуртти - КПП «Салла». Также можно рассчитывать, что подновят участки на трассах Кандалакша - Полярные Зори и Умба - Кандалакша, подъезды к Высокому и Лиинахамари, а также износившееся асфальтобетонное покрытие на новом Кольском мосту в Мурманске.

Фото: Лев Федосеев
Татьяна БРИЦКАЯ.