В Мурманске маршрутки давно стали одним из наиболее востребованных видов общественного транспорта. Ездить в них страшновато, особенно когда водитель совмещает крутые маневры со сбором денег и возвращением сдачи или разговаривает по мобильному телефону, зато довольно быстро. Да и при отсутствии свободных мест большинство шоферов согласится провезти вас стоя.

15-16 января заполярные автоинспекторы провели очередное оперативно-профилактическое мероприятие «Автобус», направленное на профилактику нарушений со стороны водителей, перевозящих пассажиров, и предупреждение ДТП, которые связаны с эксплуатацией технически неисправных транспортных средств. Один экипаж отправился в Ленинский округ, другой - в Первомайский.

Экзамен сдать до мая!

- Парк автобусов в последнее время обновился, - говорит старший инспектор безопасности дорожного движения УГИБДД УМВД по Мурманской области Андрей Шаховкин. - Появились «Форды», «Фиаты», «Пежо»...

Так что теперь маршрутки - это не только старые «ГАЗели», из которых, бывало, вываливались плохо закрепленные дополнительные сидения, установленные водителями для большей выгоды от поездок. Но детищ Горьковского автомобильного завода все же большинство.

В 2013 году в Кольском Заполярье произошло 19 аварий с участием автобусов большого и малого класса. Это столько же, сколько и в предыдущем. Однако пострадавших значительно прибавилось - 35 против 22.

Первый автобус, который останавливают полицейские на улице Лобова, - «ГАЗель» 62-го маршрута. За рулем - таджик с национальными правами. Их хотели запретить для работы в России еще в ноябре минувшего года, однако до мая иностранцы могут ездить с ними. Оказалось, что все зарубежные шоферы, работающие в нашей стране, просто не успевают переоформить удостоверения, для чего, напомним, необходимо сдать теоретический экзамен по правилам вождения. Правда, таких «не успевающих» меньшинство, по крайней мере, в Мурманской области.

В то время когда инспектор ДПС проверяет права, страховку, путевой лист и другие документы, судебные приставы «пробивают» таджика по базе должников. На экране монитора высвечивается информация: 7 административных штрафов, но все оплачены. Маршрутка, пассажиры которой, пожалуй, не меньше водителя ждут окончания проверки, может отправляться дальше.

Нет времени оплатить штраф

По словам сотрудников ГИБДД, практически на всех микроавтобусах работают иностранцы. Правда, многих из них так назвать уже нельзя - они получили российское гражданство. Например, водитель автобуса 50-го маршрута. Сам родился и жил в Киргизии, теперь - россиянин. С документами - все в порядке.

- В целом нарушений становится меньше, - говорит инспектор ДПС Александр Шереметьев. - Из распространенных - проезд на красный свет, остановка в неположенном месте, не горящие лампочки фар и фонарей. Раньше часто попадались водители без путевых листов. Сейчас таких почти нет. Зато прибавилось граждан с неоплаченными административными штрафами.

Одним из них оказался киргиз Санжарбек - водитель «Форда» 10 маршрута. Своевременно он не погасил три штрафа.

- Вам же дается два месяца плюс 10 дней на обжалование! - инспектор пытается призвать к совести нарушителя.

- Я был в ГИБДД, надо в банк... - на еле понятном русском оправдывается Санжарбек.

- Высаживайте людей, проследуете в ГИБДД для составления материалов.

Ехавшие на работу мурманчане неохотно встают с мест, водитель возвращает им деньги.

- А почему вы сразу не оплачиваете штрафы? - интересуюсь у киргиза.

- Домой ездил. Потом вот на новую работу устроился. Не было времени.

Сегодня, по крайней мере, на несколько часов работа для этой «десятки» закончена.

В Первомайском округе одному из автобусов также пришлось сойти с линии - у водителя оказался не пройденным предрейсовый медицинский осмотр. За это придется ответить и самому шоферу, и механику, который выпустил микроавтобус на маршрут.

Претензий к техническому состоянию машин, проверенных в ходе мероприятия, у полицейских не было.

Фото: Сергей Ещенко
Екатерина БОГДАНОВА.