Не успел сойти снег, как в Заполярье в разы увеличилось количество велосипедистов. Они рассекают по дорогам, тротуарам, горным тропам - везде, где только можно проехать. Этот знакомый всем с детства вид транспорта в последние годы стал очень популярен, причем открываются даже пункты проката двухколесных коней. Они выручают тех северян, у кого нет денег на покупку собственного средства передвижения или габариты квартир которых не позволяют его хранить зимой. Новинкой нынешнего сезона стали тандемы, их уже можно частенько встретить на улицах Мурманска. Такой не слишком привычный вид велосипедов также можно взять в аренду. Час катания на двухместном двухколесном стоит 200 рублей, день - 600, сутки - 900 целковых. Прокат традиционных горных и городских обойдется чуть дешевле: 150, 500 и 750 рублей соответственно.

В другом пункте проката в первые три часа каждые 60 минут стоят по 100 рублей, четыре часа - 380 и каждый последующий - по 80 рублей. Сутки - 700 деревянных. Можно арендовать велосипеды и в антикафе областного центра. Один час катания стоит 120 рублей, дальше - по рублю за минуту. Если хотите ездить день, придется заплатить 400 рублей, сутки - 700. И не забудьте про дополнительные 50 рублей, это страховка. Как рассказали в прокатах, в теплые дни в наличии нет ни одного велосипеда, все разбирают.

У велосипедистов с начала апреля появилось больше прав. Соответствующие поправки в законодательство подготовили Минтранс РФ и МВД в соответствии с требованиями ООН по выполнению положений Венской конвенции о дорожном движении.

К примеру, одним из позитивных моментов стало разрешение ездить по тротуарам, правда, со скоростью, не превышающей скорость пешеходов, то есть пять километров в час. И хотя ранее это было запрещено, чего греха таить, именно на законной территории безлошадных участников дорожного движения в основном и можно встретить двухколесный транспорт. И вряд ли кого-то штрафовали за такое нарушение.

Правда, есть один нюанс: на тротуар велосипедисты могут заезжать, если отсутствуют специальные зоны для их движения, велодорожки, а по обочине двигаться невозможно. К слову, о дорожках. В поправках, принятых правительством РФ, написано, что в России могут создаваться велосипедные дорожки, а также отдельные полосы для движения на велосипедах. Пока дорожек нет ни в одном городе Заполярья и, как сказали в региональном управлении ГИБДД, неизвестно, появятся ли в будущем.

Изначально заявлялось, что одна из целей, преследуемых поправками в правила, - это развитие велосипедного движения. Так, по данным инициатора проекта «Общественный велоконтроль» Петра Дворянкина, столичные власти планируют увеличить количество «велопоездок» - есть такой термин - до 200 тысяч за сезон. В прошлый велосезон их было около 20 тысяч. В настоящее время в Москве проложено в общей сложности 146 километров велодорожек. Предполагается, что в этом году их длину увеличат еще на 136 километров.

Не забыли законотворцы и про водителей мопедов и скутеров. Согласно вступившим в силу поправкам они должны двигаться только по проезжей части, держась как можно правее. Также им разрешается двигаться по велополосам. Допускается движение по обочине, если оно не мешает пешеходам и когда нет возможности двигаться там, где положено. А вот тротуары для них закрыты.

Изменились и правила приоритета на дорогах. Если раньше автомобилист должен был уступать дорогу при повороте только тем велосипедистам (мопеды по умолчанию относились к этим категориям), которые двигались в попутном направлении, то теперь всем, независимо от направления движения.

В Мурманской области на сегодня зарегистрировано 5046 мотоциклов и скутеров. Количество велосипедов подсчитать невозможно, поскольку их не нужно регистрировать.

Цель внесения поправок - уменьшение аварийности с участием двухколесного транспорта. Так, с начала нынешнего года в Заполярье зафиксировано 13 дорожно-транспортных происшествий с участием велосипедистов, в которых два человека погибли, еще девять аварий - со скутерами и мопедами, и шесть - с мотоциклистами.

Последний трагический случай произошел 15 июня недалеко от Кандалакши на федеральной трассе «Кола». Водитель автомобиля «Хендай Туссан» подрезал на повороте велосипедиста, тот выпал из седла и от полученных травм скончался на месте. Еще один велосипедист погиб 18 мая в Печенгском районе. Владелец автомобиля «Грейт Уолл» не справился с управлением, допустил съезд с последующим опрокидыванием в кювет, совершив при этом наезд на велосипедиста, двигавшегося по краю проезжей части во встречном направлении. Велосипедист скончался в больнице.

- Для предупреждения аварий с участием велосипедистов сотрудники Госавтоинспекции проводят профилактическую работу, - рассказали в отделе пропаганды областного управления ГИБДД. - Так, инспекторы мурманской дорожно-патрульной службы провели веселую эстафету для юных велосипедистов из летнего детского оздоровительного лагеря, открытого на базе школы № 56. Ребята преодолели дистанцию и ответили на вопросы инспекторов. Подобное мероприятие состоялось и в гимназии № 8 областного центра. Мастер-класс по вождению велосипеда провели руководитель клуба «Норд Байк» Владимир Марченко и представители регионального движения «Женщины за безопасность на дорогах».

Екатерина АНДРЕЕВА