В Мурманск из Минска прибыли 17 новых автобусов большой вместимости. Уже сегодня их число вырастет до 30, а на следующей неделе примчатся еще семь.

- Таких автобусов в Мурманске пока не было, - не скрывает радости генеральный директор ОАО «Электротранспорт» Сергей Коробков. - Они имеют полный северный пакет, который включает в себя хорошие вентиляцию и отопление, двойное остекление, утепление пола. Есть и пандусы для инвалидов. В общем, выполнены все требования, которые создадут максимальные удобства для пассажиров. Причем 37 машин, которые в конце августа выйдут на маршрутные линии города, - не предел. Есть в планах и дальнейшее пополнение автобусного парка.

Обновки, городские низкопольные автобусы «МАЗ 103» позволят разгрузить самые напряженные маршруты областного центра. А значит, мурманчанам теперь не придется долго ждать «десятку», «восемнадцатый» или «двадцать девятый». Однако сегодня, как подчеркивает Сергей Коробков, возможность пользоваться комфортабельными машинами должен иметь любой житель города: предприятию все клиенты одинаково дороги. И неправильно, если, скажем, на тот же Абрам-мыс будут бегать один-два стареньких автобуса.

С 1 июня, как известно, автобусные городские перевозки перешли к «Электротранспорту». Автоколонна 1118, накопившая большие долги по зарплате и немало других проблем, была присоединена к традиционно благополучному троллейбусному предприятию и превратилась в депо № 3.

- Когда мы приняли дела и 1 июня вывели автобусы на маршруты, наши специалисты нервно смеялись, - рассказывает Сергей Коробков. - Они даже не представляли, что так можно работать. Центральные диспетчеры, когда докладывали мне результаты работы, говорили: «Не знаем, что делать...» Случалось по двадцать с лишним недовыходов автобусов на маршруты. Но в течение месяца мы все это наладили, в июле сходов с линии было практически на порядок меньше. А в августе уже есть дни, когда трудились вообще без нареканий.

Расходов у предприятия, естественно, меньше не стало. Базу автоколонны, куда вчера пригнали новые автобусы, намечено покинуть: новое депо № 3 разместится в другом месте. Предстоит выплатить новым сотрудникам и долги, которые накопила перед ними АК 1118. Сумма пока достаточно солидная, но она сокращается: долги за апрель уже ликвидированы, остались за май, а также по компенсационным выплатам. Получая с июня на новом месте зарплату в срок, люди почувствовали добрые перемены и настроены работать в «Электротранспорте», потому что видят для себя перспективы.

А вот среди пассажиров пока, похоже, не все разделяют этот оптимизм. К примеру, на август было реализовано 1000 ученических проездных билетов на троллейбус и лишь 15 - на автобус. Примерно то же самое со студенческими и обычными проездными: на автобус люди покупают в разы меньше. Но, думается, с выходом новой техники на городские линии это положение изменится. Кстати, сейчас на предприятии думают о том, чтобы ввести еще и единый проездной - на оба вида транспорта.

- Наша задача, которую мы решаем с первых дней, - вернуть доверие к автобусам, - подчеркнул Сергей Коробков. - Если люди вновь наполнят их салоны, то через несколько лет, несомненно, у нас будет нормальная конкуренция с маршрутками по интервалам движения. Ну а уж в отношении качества и безопасности, считаю, даже вопросов нет, кто стоит выше.

...Позади две с половиной тысячи километров пути из Минска в Мурманск, но белые и синие автобусы с логотипом «МАЗ» сияют, как только что отштампованные монеты. Кондуктор Клара Алукаева обживает обновку. Любовно проводит ладонью по велюровым сиденьям, которые пока укрыты полиэтиленовой пленкой, любуется просторным салоном, где все сделано для удобства пассажиров. Тридцать два года она трудится кондуктором, но в таком уюте ездить еще не доводилось. Работала на старичках-«сотках», в основном на 106-м маршруте. А сейчас будет колесить по городу вот на этих красавцах.

- С нетерпением жду первого рейса, - призналась она. - В таком автобусе и людей возить приятно. Комфорт!

И мы, пассажиры, тоже ждем. Впрочем, осталось недолго: уже к концу августа все «новобранцы» из Белоруссии заступят на свою хлопотливую вахту.

Фото: Сергей Ещенко
Клара Алукаева.
Нина АНТОНЯН