Датой рождения Мурманска принято считать 4 октября 1916 года - день закладки православного храма Николая Мирликийского, соответственно, наш любимый город сегодня отмечает 98-ю свою годовщину. Далеко не всем известно, что решение о создании нового городского поселения было принято загодя, еще летом. Причем было оно не столь уж безусловным, как нам кажется сейчас.

Дело в том, что Мурманскую железную дорогу, которая появилась на свет из-за Первой мировой, из-за «острой военной необходимости», в то время многие рассматривали в аспекте чисто утилитарной надобности - на время вселенской бойни. Вот и вышло, что то поселение, которое потом станет Мурманском, состояло из бараков и прочего временного жилья.

Ситуацию изменили несколько документов, поданных на имя еще действующего тогда императора Николая II министром путей сообщения Александром Треповым. Это в первую очередь всеподданнейшие доклады министра «По поводу учреждения на Мурманском побережье города» от 28 июня 1916 года и «По вопросу об образовании на Мурманском побережье городского поселения» от 4 июля того же года.

Они свидетельствуют, что Трепов понимал, какие перспективы открывает возникновение на берегу Кольского залива полновесного (не временного!) города. Как отмечал министр в первой своей докладной записке, «сооружаемый ныне порт на Мурмане, никогда незамерзающий, доступный для самых больших и глубокосидящих океанских судов и самый близкий к Англии и Америке по времени морского перехода, явится тем желанным выходом нашей торговли через бассейн Атлантического океана на мировой рынок, который она доныне не имела. В связи с близким открытием нового Великого Северного пути в русских и иностранных торговых кругах пробудился усиленный интерес к вопросу об условиях использования этого направления для торговых сношений России с Западной Европой и Америкой... Ввиду вышеизложенного, приемлю всеподданнейшим долгом доложить Вашему Императорскому Величеству, что, по крайнему моему разумению, государственные пользы указывают на необходимость учреждения ныне же в округе Мурман, мурманской железной дороги, правильного и закономерно устроенного города.

Представлялось бы высшим отличием для сего города присвоения ему наименования «Романов-на-Мурмане».

Доклад, который мы сегодня публикуем, ныне хранится в фондах Российского государственного исторического архива в Санкт-Петербурге. Его копию нам любезно предоставил Государственный архив Мурманской области. Архив готовит сейчас к печати сборник документов к столетию столицы Кольского Заполярья, в него войдет и этот доклад.

«По вопросу об образовании на Мурманском побережье городского поселения» 4 июля 1916 г.

В 29-й день минувшего июня я имел счастье всеподданнейше докладывать Вашему Императорскому Величеству соображения свои об образовании из возникшего у станции «Мурман» железнодорожного поселка городского поселения. При этом я считал долгом отметить необходимость скорейших:

а) отвода для сего поселения надлежащей территории, распланировку местности и производства в интересах благоустройства и порядка необходимых сооружений и работ и

б) осуществления мероприятий по организации на месте надлежащих правительственных учреждений и по открытию, наконец, самого города.

Вашему Величеству благоугодно было, одобрив в существе изъясненные предположения, повелеть мне доложить, по соглашению с Председателем Совета Министров, вопрос о том, на кого надлежало бы возложить попечение о создании упомянутого городского поселения и об организации сего дела, требующего соглашения различных ведомств.

Гофмейстер Штюрмер вполне согласился с моим предположением о возложении указанных обязанностей на обер-егермейстера графа Нирода. Это предположение не вызывает возражений со стороны министра двора Вашего Императорского Величества генерал-адъютанта графа Фредерикса.

Ввиду изложенного приемлю долг повергнуть на благовоззрение Вашего императорского Величества следующие предположения:

1) возникшему у станции «Мурман» железнодорожному поселку присвоить наименование «Романов-на-Мурмане»;

2) попечение об устройстве поселка «Романов-на-Мурмане» и общий надзор и руководство мерами, необходимыми для преобразования его в городское поселение, возложить на обер-егермейстера Двора Вашего Величества графа Нирода с тем, чтобы предположения о ближайших правах и обязанностях его по сему делу представлены были Министром путей сообщения, по соглашению с Председателем Совета Министров, на Высочайшее Вашего Императорского Величества благовоззрение;

3) дела по означенным мероприятиям (п. 2) и по временному управлению поселком сосредоточить в управлении по сооружению железных дорог Министерства путей сообщения.

Егермейстер Александр Трепов.

Резолюция императора Николая II на докладе сделана 6 июля 1916 г. в Царской Ставке: «Съ» (согласен).

Публикация подготовлена Дмитрием КОРЖОВЫМ