К концу девятого километра автодороги Кола - Верхнетуломский мы наконец выныриваем из тумана, и перед нами открывается впечатляющий вид на автотрассу, реку и сопки с подернутыми изморозью деревьями. Буровая вышка на крутом туломском берегу издалека указывает путь, точно маяк.

Снег вокруг буровой установки смешан с серой пылью. Здесь идет подготовка территории к строительству железнодорожного моста новой ветки Выходной - Лавна. Это одна из составляющих проекта комплексного развития Мурманского транспортного узла. Скальная порода придорожной сопки вздыблена взрывами. Грунтовая дорога с глыбами гранита по обеим сторонам, по которой сейчас передвигается тяжелая строительная техника, когда-то станет железной.

Если подняться на уцелевшую после взрывов часть сопки, открывается вид на реку и ее противоположный берег. Место, где, резко изменив нынешний пейзаж, проляжет будущая железнодорожная ветка и появится мост через Тулому, отсюда - как на ладони.

- Мы работаем здесь с конца лета, бурим скважины для будущих мостовых свай, - рассказывает машинист буровой установки Дмитрий Смолянкин. - Забуриваться будем не менее чем на 14 метров. Грунт здесь, конечно, непростой, но справляемся. К климату потихоньку привыкаю. Правда, влажность очень высокая, приезжие это особенно чувствуют, сейчас зябко становится. Я уже начитался про вашу полярную ночь, знаю, когда она придет... И когда закончится. А летом хорошо: и солнце круглосуточно, и тепло. А ягод и грибов сколько в этом году было! Я дочке в Москву ассорти в сахаре из лесных северных ягод привез: черника, голубика, даже морошки немного нашел...

Дмитрий - москвич, к работе вахтовым методом привык: месяц здесь - месяц дома с семьей. Предстоящая заполярная зима его и его коллег не особенно пугает. Да и смысла переживать заранее нет: дело все равно не отложишь, а стройка - дело круглогодичное. И здесь, в Кольском Заполярье, им придется работать не один сезон.

Начавшаяся подготовка территории под строительство ветки и будущего моста - реальные шаги воплощения проекта развития МТУ. Он станет крупнейшим у северных берегов России. Предусматривается создание транспортной инфраструктуры на западном берегу Кольского залива, в том числе угольного и нефтяного терминалов, которые будут создаваться инвесторами по отдельным проектам, развитие железнодорожной инфраструктуры, включающей и эту ветку.

Проект развития МТУ будет реализовываться на основе государственно-частного партнерства. Он включен в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» и предполагает создание действующего круглогодично глубоководного морского хаба - центра по переработке контейнерных, нефтеналивных грузов, перевалке угля и минеральных удобрений, включенного в международный транспортный коридор «Север - Юг».

Заказчиком объектов федеральной собственности выступает ФКУ «Ространсмодернизация». В рамках подписанного государственного контракта предусмотрена разработка рабочей документации и строительство объектов федеральной собственности МТУ. Первый этап - железнодорожная линия станция Выходной - мостовой переход через реку Тулому - станция Мурмаши-2 - станция Лавна. Сумма контракта составляет 41,5 миллиарда рублей. Генеральный подрядчик - ООО «Стройгазконсалтинг» - один из крупнейших в России строительных холдингов. В нем работают более 60 тысяч человек, парк собственной техники насчитывает свыше 14 тысяч единиц.

В рамках госконтракта должен быть построен новый электрифицированный железнодорожный соединительный путь общего пользования от Выходного до Лавны с устройством СЦБ (сигнализации, централизации и блокировки, обеспечивающей регулирование и обеспечение безопасности движения поездов) и связи. Появятся также четыре новые железнодорожные станции: Выходной, Мурмаши-2, Промежуточная и Лавна, а также мостовой переход через Тулому. Общая протяженность проектируемой железнодорожной линии составит 43 километра. Кроме того, намечено переустроить автодороги, которые будут ею пересекаться.

Строительство этой железнодорожной ветки активно поддержал во время своей рабочей поездки на Кольский полуостров и президент НК «Роснефть» Игорь Сечин. Он обратился с письмом к председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву, в котором попросил поддержать проект комплексного развития МТУ и сохранить предусмотренное для проекта финансирование. А 6 сентября во время своего визита в Мурманск министр транспорта России Максим Соколов дал старт реализации первого этапа строительства объектов федеральной собственности по проекту «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла».

Фото: Сергей Ещенко
Юния ВАЛАМИНА.