В минувшую пятницу парламент Финляндии одобрил строительство российско-финской атомной электростанции «Ханхикиви-1». Вроде бы Европа говорит лишь о дальнейшем ужесточении санкций в отношении нашей страны, и на тебе... Странно было бы не задать вопрос на эту тему главе госкорпорации «Росатом» Сергею Кириенко, который именно в тот день посетил Мурманск. Как он воспринял новость?

- С большим энтузиазмом, - ответил гость. - Понятно, что ситуация была очень непростой. На парламент Финляндии были попытки оказывать давление, что даже не скрывалось. И вот в период политического прессинга России он принимает решение о начале масштабного проекта - сооружении новой атомной станции по российской технологии, причем строить объект будет российская же компания. Понятно, что это голосование и в Европе, и в мире воспринималось как политическое. Я считаю позицию депутатов финского парламента продуманной, профессиональной и действительно независимой. Кстати, принято это решение, очень выгодное для экономики страны, как раз накануне Дня независимости Финляндии, который празднуется 6 декабря! У нас с финнами очень интересный контракт, с фиксированной ценой, которую мы гарантируем к определенному сроку сооружения станции. А также гарантируем, что цена электроэнергии будет ниже нынешней на рынке страны.

Как подчеркнул Кириенко, этот очень важный заказ стал еще одним примером того, что на атомную отрасль санкции не влияют:

- Ни один из наших партнеров не отказался от подписанных контрактов и договоров. У атомной отрасли есть важная особенность: все принимаемые решения носят очень долгосрочный характер. Все они - больше человеческой жизни и уж точно больше любой политической конъюнктуры. Мы никогда не срывали выполнения своих обязательств. Сегодня, скажем, не самые добрые отношения у России с Украиной. Но мы ни на один день не сорвали поставку топлива, которым обеспечиваются электростанции страны, хотя и наши украинские коллеги, надо отметить, ни на день не сорвали оплату.

Кстати, как оказалось, об этом же шел разговор у главы «Росатома» и в узком кругу - с капитанами атомных ледоколов. К ним, собственно говоря, а также ко всем представителям компании «Атомфлот», отмечавшей 55-летие, и приехал на торжество Сергей Кириенко.

О значении этой компании он говорил уже со сцены областного Дворца культуры, обращаясь к залу, буквально блиставшему золотом шевронов и наград:

- Еще не столь давно в высоких кабинетах велись разговоры о том, а так ли необходимо строить новые атомные ледоколы и продлевать ли эксплуатацию имеющихся? Нужен ли вообще стране атомный флот? Сегодня даже немыслимо так ставить вопрос. Наступает новая эпоха в развитии «Атомфлота», эпоха масштабного роста, новых задач. Портфель долгосрочных заказов предприятия с многократным, в десятки раз ростом объема работ, составлен до 2040 года. Строятся новые ледоколы. Среди партнеров «Атомфлота» - «Газпром», «Ямал СПГ», «Роснефть». Все это гарантирует устойчивую работу на долгие годы вперед.

А затем пришел момент награждений. И каждое звучавшее имя зал встречал овациями. Орденом «За морские заслуги» отмечен многолетний труд капитана атомного ледокола «Ямал» Станислава Румянцева. Почетное звание «Заслуженный работник транспорта РФ» получили главный инженер-механик Владимир Юдин и старший механик атомного ледокола «50 лет Победы» Владимир Алексеев, главный инженер-механик «Ямала» Вячеслав Мелихов. Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени - генеральный директор «Атомфлота» Вячеслав Рукша. Награда «Росатомфлота», орден «Академик А. П. Александров», вручена помощнику капитана по пожарно-технической части «Ямала» Владимиру Козыреву.

Поздравляя сотрудников и ветеранов предприятия с юбилеем, губернатор Марина Ковтун отметила, что Мурманскую область и «Атомфлот» объединяют общие задачи, потому что арктический вектор определен как главное направление развития региона. И именно «Атомфлот» является одним из флагманов этого развития.

55 лет назад встал в строй первый в мире атомный ледокол - «Ленин». Сегодня в «Атомфлоте» четыре действующих атомохода. Еще на одном, «Советском Союзе», заканчиваются восстановительные работы. В 2015-м вернется в строй атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть». Основное направление в работе предприятия - это транзитная навигация по трассам Северного морского пути.

- С каждым годом увеличивается объем перевозки грузов, растет выработка на каждый ледокол, - рассказал Сергей Кириенко. - Если мы стартовали с того, что ледокол функционировал в год до шести месяцев, то сегодня пришли к девяти месяцам работы. Причем четырьмя ледоколами выполняется нынче больший объем, чем ранее шестью. И, конечно, самое главное - это масштабный объем заказов. Развитие и экономики, и обороноспособности нашей страны без атомного ледокольного флота просто немыслимо.

Глава «Росатома» также подчеркнул, что государственная поддержка атомного ледокольного флота выражается в росте инвестиций, которые страна вкладывает в его развитие. За 15 лет их объем вырос в сотни раз.

- В 2009-м мы стартовали с инвестиций на эти цели в размере 130 миллионов рублей, - уточнил Сергей Кириенко. - В 2015-м инвестиции составят 24,5 миллиарда, а в 2016-м - более 32 миллиардов рублей.

Он отметил также, что Мурманская область является базовой для атомной отрасли России. В регионе представлены все виды деятельности атомщиков.

- Во всей этой работе мы чувствуем поддержку правительства области, - подчеркнул глава «Росатома», - что позволяет нам планировать не только сохранение нашей работы на территории региона, но и ее расширение и возможность получения новых серьезных инвестиций.

Марина Ковтун подтвердила, что сотрудничество правительства нашей области и госкорпорации продуктивно и разнообразно. К важнейшим его аспектам она добавила тот факт, что одно из дочерних предприятий «Росатома» становится гарантирующим поставщиком электроэнергии в Мурманской области.

Не могли не спросить у губернатора журналисты и о том, что ждет нашу гордость - первый атомный ледокол «Ленин».

- Об этом объекте «Росатома» мы заботимся совместно с госкорпорацией, - отметила Марина Ковтун. - Так, региональным комитетом по культуре и искусству ледоколу присвоен статус выявленного объекта культурного наследия. А наши партнеры из «Росатома» выступили с инициативой поднять этот статус до федерального значения.

По мнению Марины Ковтун, ледокол «Ленин» - это уникальный музей, единственный в своем роде. Таких объектов туризма и культуры в мире больше нет. Он уже снискал огромную популярность у гостей области, что значительно повышает туристическую привлекательность региона.

В честь юбилея атомных ледокольщиков в Кировке состоялся гала-концерт. С особой теплотой моряки «Атомфлота» и их семьи принимали замечательную певицу Тамару Гвердцители.

Фото: Лев Федосеев
Сергей Кириенко вручает орден Станиславу Румянцеву.
Фото: Лев Федосеев
Валентин Давыдянц (капитан а/л «Ленин») и Владимир Алексеев (старший мастер а/л «50 лет Победы»).
Нина АНТОНЯН