С этого дня мурманчане будут оплачивать проезд в общественном транспорте по новым тарифам. Для автобусов и троллейбусов он един и равен 22 рублям вместо прежних 19. Вчера региональное министерство транспорта организовало пресс-тур для журналистов на предприятие «Электротранспорт». И, как пояснил в ходе мероприятия его генеральный директор Сергей Коробков, новый тариф не покрывает себестоимости перевозок.

Представители СМИ познакомились с работой диспетчерского центра и троллейбусного депо, где готовят к выходу на линию рогатых перевозчиков. В небольших помещениях центра - вся информация о передвижении городского общественного транспорта отражается на трех мониторах в режиме онлайн.

- На мониторе - все машины, работающие в это время на линии: троллейбусы и автобусы. Мы отслеживаем интервалы движения, соблюдение расписания, - пояснила диспетчер Наталья Светлова. - При необходимости можем связаться с любым водителем, а они - с нами.

В беседе с журналистами Сергей Коробков подробно рассказал о ходе эксперимента по изучению востребованности среди населения единых проездных билетов. Провести такой эксперимент - совместное решение ОАО «Электротранспорт» и городских властей. Пока повезло стать их владельцами только студентам и школьникам. В декабре те, кто приобрел тот или иной проездной, получили право использовать его как для поездок в троллейбусах, так и автобусах.

- Времени прошло пока немного, - заметил Сергей Коробков, - итоги подводятся ежедневно. На вчерашний день реализация проездных по разным видам увеличилась от 8 до 25 процентов. Это значит, что предложением пользуются охотно, и интерес к эксперименту растет. 16 декабря мы будем проводить учет поездок по проездным, выдавая нулевые билетики в троллейбусах владельцам автобусных проездных и в автобусах - соответственно, троллейбусных. Через пару дней подведем итоги, и тогда объявим, продолжаем эксперимент или нет. Думаю, в январе, скорее всего, мы его продолжим, ну а дальше - как покажет анализ. Но уже, по предварительным оценкам, тысячи мурманчан воспользовались такими проездными, фактически едиными.

Очень много поступает звонков. И не только по студенческим и ученическим проездным, но и по гражданским. Интересуются, будут ли они для всех горожан. По этой категории мы экспериментировать не станем - просто передадим имеющиеся у нас данные в минтранс, правительство и управление по тарифному регулированию. Надеюсь, что и для всех желающих единый проездной будет введен - не вижу причин для отрицательного решения. На заседании правительства было дано задание проанализировать необходимость в едином проездном билете и определить его стоимость. К слову, декабрьские проездные будут продаваться до 11 числа. Кто купил их по старой цене, смогут пользоваться ими безо всяких доплат до конца месяца.

Что же касается самого предприятия, то, по словам его руководителя, финансовая ситуация здесь непростая. Главные расходы - 76 процентов - составляют зарплата и налоги на нее, еще 10 процентов приходится на энергозатраты, пять - на расходы по амортизации. На все остальное: тепло, запчасти, материалы и так далее остается 9 процентов. А, например, чтобы привести в нормальное состояние старые автобусы, приходится ежемесячно выкладывать около двух миллионов рублей. И это - без затрат на лизинг, по которому куплены новые автобусы, о которых мы уже не раз писали. На это уходит более семи миллионов.

Журналистов интересовала также проблема транспортного сообщения с новой частью Мурманска - Росляково. Здесь идет проработка разных маршрутов движения общественного транспорта.

- Один из вариантов - подвозной маршрут к троллейбусам от Рослякова до улицы Ковалева с небольшими временными интервалами, - пояснил Сергей Евгеньевич. - Это позволит и к администрации Ленинского округа, к которому, скорее всего, Росляково будет относиться, удобно добираться, и для пассажиров расходов меньше - один раз платить придется. Проработаны также три варианта специальных автобусных маршрутов. Будем обсуждать и советоваться. Пока рано говорить более конкретно. Муниципальный 52-й маршрут уже в этом месяце запустим. Он востребован. Пойдет с самого юга, с заездом в областную больницу, затем - Восточный микрорайон и по Верхнеростинскому шоссе - на улицу Нахимова.

В улучшении качества обслуживания пассажиров автотранспортом мурманчане успели сами убедиться. Тем не менее основным перевозчиком остается электротранспорт. Нормальное их соотношение должно быть где-то 60 на 40.

Что касается мечты ростинцев о троллейбусе, то она, судя по всему, так мечтой и останется. Затраты требуются огромные. По Восточному микрорайону они чуть меньше, но и это тоже отнюдь не завтрашняя перспектива. Но здесь перемены уже есть. Нормализовано движение 18-го маршрута. Ведь раньше, по словам Коробкова, не выполнялось порой до 300 рейсов в месяц. Теперь расписание стабильно. Поданы предложения по некоторому изменению маршрута и частоте движения 29-го автобуса. Это улучшит сообщение от Восточного микрорайона на Жилстрой.

Задержек зарплаты на предприятии нет, хотя финансовое положение непростое. Год особенный. По лизингу приобретено немало техники. И в следующем году только по этой статье предстоит выплатить 103 миллиона рублей. Плюс договоры на аренду. В отношении автобазы вопрос остается открытым. Пока в аренде прежняя автобаза. Собственная практически подготовлена, но это менее удобно и требует дополнительных затрат.

Начальник депо № 1 Александр Самылов с гордостью знакомил гостей со своими владениями. Он работает здесь уже более сорока лет и отмечает, что в последние годы очень большое внимание уделяется условиям труда и отдыху сотрудников. Хотя большой зарплатой тут похвастаться нельзя - она меньше, чем средняя по области и по городу, но отношения к работе это не меняет. Главная же забота всего большого коллектива - обеспечение безопасности перевозок. Оказывается, каждый троллейбус ежедневно, точнее, еженощно, проходит специальный профилактический осмотр, а раз в неделю - самое тщательное обследование всех механизмов.

- Они, как и мы с вами, не любят плохую погоду, - улыбнулся начальник депо, - в слякоть начинают «грипповать». Так что и им профилактика крайне необходима. К слову, поломки на линии у нас случаются намного реже, чем в других городах. Это я точно знаю.

Фото: Лев Федосеев
Фото: Лев Федосеев
Сергей Москалев, слесарь по ремонту подвижного состава.
Юния ВАЛАМИНА