Свежий взгляд на привычные вещи или явления всегда интересен. Бывает, что-то примелькавшееся и вовсе перестаешь замечать, а приезжий человек глянет - и по-новому откроет окружающий тебя мир. Казалось бы, о коренном малочисленном народе земли Кольской - саами и его традиционном занятии - оленеводстве северяне знают достаточно. Ан нет, экспедиция уральских антропологов сделала выводы, которые весьма любопытны.

- Ученые хотели поближе узнать, как живут и работают наши оленеводы далеко в тундре, - рассказал председатель СХПК «Тундра» Виктор Старцев. - Мы отвезли их в кораль «Полмос», где они жили с пастухами с 23 ноября по 4 декабря.

Надо заметить, корали сельхозкооператива за последние годы обустроены очень достойно - это оборудованные для проживания оленеводческие базы с домами, баней, электрогенераторами, где хозяйство ведут чум-работницы. На таких базах можно долгое время находиться в автономном режиме.

Как считает руководитель экспедиции член-корреспондент РАН Андрей Головнев, оленеводы Кольского края с большим успехом, чем их коллеги с Чукотки и Ямала, используют современные средства коммуникации. Уральские ученые были даже удивлены, что оленеводы-саами ведут выпас с помощью GPS- и ГЛОНАСС-навигаторов, используют сотовую связь там, где она доступна. Сотрудники института истории и археологии Уральского отделения РАН также отметили коммерческую хватку и предприимчивость наших земляков: мол, саами активно поставляют не только оленину на стол северян, но и живых олешек для упряжек российских Дедов Морозов.

Все эти наблюдения гостей с Урала отражают действительность - оленеводы, как и все прочие жители Кольского края, пользуются достижениями цивилизации, да и про оленей-путешественников - правда. Скажем, два года назад родовая община «Самьсыйт» отправила в Питер и на Вологодчину в помощь тамошним Дедам Морозам несколько рогатых воспитанников. Именно воспитанников, ведь подготовить животное для досуговой работы, тесного общения с людьми - задача непростая, трудоемкая: около года на это требуется...

Однако, надо заметить, наши оленеводы, знакомые с жизнью коллег по ремеслу из других краев, считают, что на Чукотке и Ямале современные пастухи тоже не лыком шиты: подчас у сельхозкооператива имеется даже вертолет…

- На Ямале мы занимаемся исследовательской работой уже больше десяти лет, собираемся по ее итогам выпустить книгу. А с Кольским полуостровом только начали знакомство, здесь немало необычного и в укладе жизни оленеводов, и в их менталитете, - рассказал научный сотрудник Илья Абрамов. - Впечатлений от экспедиции много. Нас очень заинтересовал, например, принцип организации работы саамских пастухов. Они практикуют полувольный и - у моря - вольный выпас оленей, в то время как на Ямале оленеводы все время ходят за стадами. На Мурмане большие просторы, огромные расстояния - на Ямале такого раздолья нет. Необычно здесь также то, что пастухи могут подолгу жить в селе, уезжая в тундру на вахту.

Как отметил ученый, у постоянно кочующих ненцев-оленеводов и поныне большие семьи: от трех до семи детей. Обычно ребята обучаются в интернатах, но один или двое остаются с родителями и растут, с малолетства перенимая опыт отца и других кочевников.

Такие дети могут иметь образование в объеме одного-двух классов, встречаются и вообще не обученные грамоте, для кого главная школа - это природа, традиции и навыки предков. На Кольском полуострове подобного не случается: детишки оленеводов обязательно получают основное образование (сейчас это одиннадцать классов).

…Жизнь разнообразна, и все познается в сравнении. Уральцы отмечают, что экспедиция была крайне интересной и богатой на впечатления. Мурманская земля остается для ученых из дальних краев во многом непрочитанной книгой, так что они еще вернутся сюда. Будем вместе читать ее.

Фото: Лев Федосеев
Татьяна ПОПОВИЧ. Ловозеро