На воду оно спущено совсем недавно: в эксплуатацию принято 30 декабря прошлого года. Так что в некотором смысле экспедиция, в которую вчера ночью отправилось многофункциональное аварийно-спасательное судно «Балтика», станет для него боевым крещением. В Карском море оно будет искать затонувшие во время Великой Отечественной корабли. Экипаж должен уточнить их координаты, а также увековечить память погибших моряков.

- Судно наше действительно уникальное, - говорит капитан Сергей Глибин. Оно предназначено для работы в зимних условиях, причем при проводке танкеров способно двигаться не только по оси, но и боком, прорубая во льдах колею шириной 50 метров.

«Балтика» такая - единственная в мире. Особую маневренность ей придает специфическое расположение винтов - на колоннах посередине днища. При необходимости винты поворачиваются на 360 градусов. Левым, выгнутым, бортом «Балтика» крошит лед толщиной более метра. Это единственное в мире асимметричное судно ледового класса.

Конечно, с мощностью ледоколов его возможности не сравнить, но у новорожденного судна и задачи другие. Второе его уникальное свойство незаменимо при разливах нефти. Системы, установленные на борту, позволяют собирать нефтепродукты без использования бонов, с помощью сепарации воды. «Балтика» - судно-спасатель и может в открытом море принять вертолет, для которого имеет площадку.

Удивительная конструкция - плод совместных усилий российских и финских специалистов. Корпус варили в Калининграде на заводе «Янтарь», а начинка в основном финская. Как и авторство инновационного проекта судна.

Сергей Глибин.

Как отмечает Виктор Чернов, замруководителя федерального учреждения «Морспасслужба Росморречфлота», с 2010 года, то есть с момента принятия правительством страны целевой программы возрождения флота, на воду спущено более 40 новых спасательных судов различного класса. Все на сто процентов построены за счет государственных вливаний. «Балтика» - в их числе, ее собственник - Российская Федерация.

Кроме, скажем так, штатных технических новинок для профинансированного администрацией Ямало-Ненецкого автономного округа проекта «Карские экспедиции» на борт «Балтики» доставили еще целый комплект оборудования. В первую очередь - для глубоководных операций. Его предоставил постоянный партнер ямальского Научного центра изучения Арктики - компания «Фертоинг». Основной ее профиль - техническое обеспечение подводной разведки газовых месторождений, например в Охотском море. А научные и исторические исследования - это проявление социальной ответственности.

Экипировкой компания обеспечила гидрографов, операторов подводных аппаратов, водолазов. Есть на борту барокамера, где они пройдут декомпрессию после погружений. Есть и все необходимое для взятия проб воды и грунта (экологическая составляющая в экспедиции тоже присутствует). Но главное - историческое исследование. Оно настолько сложно, особенно с учетом предполагаемых метеоусловий в районе поисков, что миссия «Балтики» станет для нее серьезным экзаменом.

- Задача - найти ледокольный пароход «Александр Сибиряков» и затонувшие суда конвоя БД-5, - рассказывает начальник поисковых работ Станислав Жигалко. - Наш гидролокатор позволяет сканировать дно полосой до 200 метров. Предполагаемые координаты судов уже есть. Будет спущен подводный аппарат, который визуально изучит возможности подхода для водолазов. Затем будет осуществлен спуск на глубину 45-50 метров, где на грунте лежат суда.

Ледокольный пароход «Александр Сибиряков», транспорт «Марина Раскова» и один из трех тральщиков конвоя предположительно были обнаружены в Карском море год назад во время первого, двухнедельного, похода проекта «Карские экспедиции». Предположительно - потому что спуск к объектам не проводили, гидролокатор лишь дал информацию о трех кораблях на грунте. Координаты совпали с теми, которые всего десятью днями раньше получили ученые от немецких коллег. Они отличаются от известных советским историкам войны. Как рассказывает Сергей Шулинин, научный сотрудник ямальского Центра изучения Арктики, согласно данным немецких архивов, корабли конвоя были потоплены на 10 миль севернее, чем зафиксировано в советских документах.

Впрочем, всегда есть место сомнению, так что достоверно, найдены ли «Раскова» и «Сибиряков», узнают лишь водолазы. Если это действительно искомые корабли, им будет придан статус воинских захоронений, а на борт каждого прикрепят мемориальную табличку. Мелкие предметы, которые водолазы смогут найти внутри, передадут в три музея - в Кронштадт, Архангельск, а также петербургский музей истории освоения Арктики и Антарктики.

Корабли на грунте погибли в разное время, но судьба их схожа. Ледокольный пароход «Александр Сибиряков» в мае 1942 года вез по Северному морскому пути груз для полярников и новую смену зимовщиков. В Карском море его обнаружил вражеский тяжелый крейсер «Адмирал Шеер» и потребовал сдаться. Но «Сибиряков», вооруженный лишь двумя зенитными орудиями, бросил ему вызов. Неравный бой длился недолго, советский пароход пошел ко дну. Спастись удалось 23 морякам, из которых плена избежал лишь один, кочегар по фамилии Вавилов, который 35 дней провел на острове Белуха.

Два с лишним года спустя в этом же районе немецкой субмариной был уничтожен конвой БД-5. Из Молотовска, как тогда назывался Северодвинск, транспорт «Марина Раскова» в сопровождении трех тральщиков в августе сорок четвертого вез грузы для Карской военно-морской базы. Конвой был уничтожен новинкой немецкого военпрома - акустическими торпедами. Погибло 376 человек, в числе которых и выходцы с Мурмана. Один из них, возможно, захоронен на острове Белый вместе с товарищами по оружию. Там экспедиция установит поклонный крест.

Траурные мероприятия пройдут и на острове Белуха.

Кроме этого, исследователи надеются найти координаты других погибших кораблей: сторожевика «Бриллиант», транспорта «Сергей Киров», грузового парохода «Куйбышев» и буксира «Медвежонок». Впрочем, это если позволит погода.

36 членов экипажа и участников экспедиции проведут в море 25 дней. К точке основных работ они надеются добраться уже через пару дней. Погружения к погибшим кораблям будут проведены в Карском море впервые в истории.

Татьяна БРИЦКАЯ