С этим белорусским богатырем мы встречались, еще когда его собирали в ангаре Ковдорского ГОКа. Даже отдельные детали гигантского «конструктора» впечатляли. А теперь он стоял под ковшом подобного ему гиганта-экскаватора производства Уральского завода и лишь слегка вздрагивал, когда в кузов сбрасывались очередные 12 кубов.

Два большегрузных самосвала белорусского производства появились здесь весной. До конца лета их собрали, и теперь оба супергиганта пополнили цех технологического транспорта Ковдорского горно-обогатительного комбината. Высота их около семи метров, ширина более тринадцати, грузоподъемность 220 тонн. Пока что такие большегрузы первые на Кольском полуострове. Они попали сюда благодаря инвестиционному проекту перевооружения горнотранспортного комплекса Ковдорского ГОКа. Правда, использовать их в карьере невозможно - ширина не позволяет. С такими махинами на узкой спирали карьерного серпантина не разъехаться. Но работы и «на берегу» хватает - машины задействованы на новом апатитоштаффелитовом месторождении, к разработке которого комбинат приступил недавно. Прежде чем сесть за баранку мощных БелАЗов, их экипажи прошли стажировку на «Карельском окатыше» в Костомукше, где уже накоплен опыт эксплуатации таких машин.

По словам исполнительного директора предприятия Игоря Мелик-Гайказова, выбор в пользу «лукашей», как называют здесь белорусские машины, был сделан из-за простого сервиса, более дешевых и доступных запчастей, но прежде всего - годами проверенной надежности. В планах приобретение еще более мощных машин из братской Беларуси грузоподъемностью до 360 тонн! Честно говоря, стоя рядом с колесом нынешнего, трудно представить размеры нового гиганта. В следующем году планируется также закупка и более мощных экскаваторов с объемом ковша 20 кубометров. Возможность исследовать такие машины по душе не только детворе. Во всяком случае, никто из журналистов не отказался преодолеть крутые ступеньки, чтобы забраться в кабины. И не зря. Мы увидели, что машинисты экскаватора, например, могут устроить кофе-брейк, как говорится, без отрыва от производства - для этого по соседству с рабочим местом зона отдыха со столиком, чайником и микроволновкой. Сергей Дмитрук, который в этот день управлял 12-кубовым экскаватором, условиями доволен. Кабины обеспечены звуко- и теплоизоляцией, хорошо освещены, управление компьютеризировано, кресла специальные, смягчающие вредную для здоровья вибрацию.

- Машина хорошая, удобная в управлении. Я на такой два года только, а на ГОКе уже 24. Раньше экскаватор у меня был 10-кубовый ижорский. 8 часов смена, 48 часов машинист должен отдыхать. На смене отводится 20 минут на прием пищи и столько же на технический осмотр машины. 10 тысяч тонн за смену грузим.

Второй в кабине - Николай Желонкин, стажер из Апатитов. Снимает здесь квартиру, чтобы освоить профессию. Для Николая - это первое рабочее место.

- Хочу остаться здесь работать, - говорит он, - наставник хороший, показывает, что и как. Эта смена для меня четвертая только.

Парню пока предстоит «дослужиться» только до помощника машиниста экскаватора. А это - 90 смен в роли стажера. А потом, если, конечно, за 90 смен не передумает, - на курсы повышения квалификации, окончив которые уже можно стать машинистом.

Технопарк комбината пополняется не только колесным и гусеничным транспортом. Ему просто нечего будет грузить и перевозить без работы буровых станков. Ведь прежде чем руда окажется в ковшах и кузовах, ее надо получить. А для этого в карьере пробуривают скважины разного диаметра в зависимости от горно-геологических условий. Затем в нее заливается взрывчатка, и горная масса превращается в те самые глыбы, которые экскаваторы грузят в самосвалы. Сейчас в стадии сборки - одиннадцатый по счету буровой станок. После небольшой обкатки он отправится в карьер и станет штатной единицей среди прочих. Сборкой занят будущий экипаж этого бурового станка и представители компании-производителя. Его сервисное обслуживание, как и обслуживание других машин, будет осуществлять производитель.

Производительность новой установки - в среднем больше семи километров буровых скважин в месяц.

По словам руководителя ГОКа, оборудование закупается прежде всего с точки зрения производительности и надежности. И при этом происхождение техники значения не имеет. «Лукаши» соседствуют здесь с «Катерпилларами», а шведская буровая вскоре займет свое место среди буровых от разных других производителей.

- Такие станки мы стали использовать три года назад, - прокомментировал технический директор АО «Ковдорский ГОК» Алексей Данилкин. - 11-я буровая установка приобретена в связи с увеличением объема производства в рамках инвестиционного проекта для нового апатитоштаффелитового карьера. В следующем планируем закупить еще две такие же. Техническое оснащение предприятия становится все более сложным и совершенным. И работа с этой техникой требует серьезной подготовки. Но это отдельная тема.

Юния ВАЛАМИНА