Вчера на Балтийском судостроительном заводе в Санкт-Петербурге состоялось событие, которое без преувеличения можно назвать знаковым и для для российского флота, и для освоения Арктики, и для престижа России на рынке мировых транспортных услуг.

Со стапелей СРЗ был торжественно спущен на воду головной универсальный атомный ледокол «Арктика» проекта 22220.

Степень важности произошедшего можно было понять даже по списку присутствовавших на церемонии гостей. Среди них председатель Совета Федерации ФС России Валентина Матвиенко, полномочный представитель президента в СЗФО Владимир Булавин, губернатор Мурманской области Марина Ковтун, гендиректор госкорпорации «Росатом» Сергей Кириенко, член Совета Федерации, президент Государственной полярной академии Артур Чилингаров, президент АО «ОСК» Алексей Рахманов.

- Это событие означает, что есть твердая воля государства развивать и осваивать арктические территории. И в этом будущем Мурманской области, где базируется атомный ледокольный флот страны, отведено достойное место, - особо подчеркнула значение случившегося для нашего региона Марина Ковтун.

Головной атомоход был заложен в ноябре 2013 года. В мае 2015-го - первый серийный ледокол проекта 22220, получивший имя «Сибирь». По контракту с ФГУП «Росатомфлот» Балтийский завод построит три атомных ледокола этого проекта: «Арктика», «Сибирь» и «Урал». Ледоколы проекта 22220 будут способны обеспечить круглогодичные ледокольные проводки по всей акватории Севморпути. «Арктика» станет самым большим и самым мощным (60 МВт) атомным ледоколом в мире. Атомоход оснастят двухреакторной энергетической установкой с основным источником пара от реакторной установки РИТМ-200 мощностью 175 МВт. Двухосадочная конструкция судна позволит использовать его и в арктических водах, и в устьях полярных рек.

Длина судна составит 173,3 метра, ширина - 34, водоизмещение - 33,5 тысячи тонн, экипаж - 75 человек. Срок службы - 40 лет.

В строй атомного ледокольного флота страны он должен вступить к концу 2017 года. Суда этого проекта смогут проводить караваны в Арктике, пробивая лед толщиной до трех метров. Они призваны обеспечивать проводку судов, перевозящих углеводородное сырье с месторождений Ямальского и Гыданского полуостровов, шельфа Карского моря на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Ожидается, что «Арктика» приступит к проводке танкеров с «Ямал СПГ» в 2018 году. Фьючерсные контракты заключены уже на вывоз 18 миллионов тонн сжиженного газа.

У причала верфи прошла традиционная церемония, которой подвергаются все спускаемые на воду суда. Сначала настоятель Николо-Богоявленского Морского собора освятил атомный ледокол. Затем спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко разбила бутылку шампанского о его корпус. Рабочие завода разрезали задержник- устройство, с помощью которого судно удерживалось на стапелях.

- Трудно переоценить то, что сделано нашими учеными, конструкторами, корабелами. Возникает чувство гордости за нашу страну, людей, которые создали такой корабль, - сказала Матвиенко. - Мы выходим на качественно новый уровень освоения этого богатейшего региона.

В свою очередь, полпред президента Владимир Булавин отметил, что Россия строит новые суда, несмотря на сложную экономическую ситуацию.

- Если хотите, это наш ответ вызовам и угрозам современности, - сказал он.

В 2015 году выполнен эскизный проект нового российского атомного суперледокола, который сможет обеспечить круглогодичную работу в высоких широтах в Арктике, а не только по Северному морскому пути. Сейчас рассматривается вопрос разработки технического проекта корабля.

Кроме того, идет разработка не имеющего аналогов многофункционального атомного ледокола так называемого оффшорного типа мощностью 40 МВт. Планируется, что судно будет с универсальным оснащением, которое окажется незаменимым для обеспечения работ на шельфе. Он сможет работать и как ледокол-снабженец, предназначенный для обслуживания буровых платформ, и как ледокол для работы с подводными добычными комплексами - в таком случае в нем будут размещены, в частности, обитаемые или необитаемые подводные аппараты.

Подготовила Елизавета ДЕСНИЦКАЯ