То, что аэропорт Мурманск постепенно становится более удобным для пассажиров, очевидно. Каждый из нас помнит тесноту зала вылетов, единственное небольшое кафе на втором этаже, долгое ожидание багажа и «бомбардировки» предложениями домчать до областного центра «с ветерком», который неизбежно залетал и в ваш карман...

Сегодня мурманчане, которых не встречают «на колесах», заказывают такси к своему прилету, а гости могут воспользоваться услугами одного из перевозчиков, стойка которого есть непосредственно в аэропорту.

При необходимости в ожидании вылета можно не просто перекусить бутербродом и чашечкой кофе, но и получить полноценную горячую еду. Причем, в отличие от столичных аэропортов, по ценам вполне адекватным...

За 9 месяцев текущего года через аэропорт Мурманск перевезено почти 586 тысяч пассажиров, из них свыше 8 тысяч - по международным воздушным линиям.

О переменах и дальнейших перспективах аэропорта шла речь во время недавнего его посещения министром транспорта и дорожного хозяйства региона Дмитрием Сосниным.

Руководитель по авиационной и коммерческой деятельности аэропорта «Мурманск» Александр Архипов рассказал, что с начала года в отличие от многих российских коллег, ощутивших некоторый спад пассажиропотока, мурманские работники воздушной гавани отмечают пусть и небольшой, всего на полпроцента, его рост.

Лидирует с прибавкой в 60 процентов направление Мурманск - Анапа. Таким показателем оно обязано дополнительным рейсам компании «Нордавиа». Но по ряду направлений перевозки заметно сократились. В частности, были отменены рейсы в Калининград, Белгород и Нижний Новгород. Перевозчику они стали невыгодными из-за постоянных недогрузок бортов. Сейчас компания намерена организовать разовые - два в декабре и столько же в январе - рейсы в Калининград.

Зимой ожидается появление у нас и воздушных судов Саратовских авиалиний. На новом бразильском самолете «Embraer-190» - ярко-желтого цвета, с комфортабельным салоном, в котором ряды по четыре кресла расположены на удобном для пассажиров расстоянии между ними.

Компания «Оренбуржье» уже в ноябре намерена взять на себя перевозку пассажиров на небольших, всего на 17 мест, самолетах в Архангельск. Причем время вылета предполагается очень удобное - 8 часов утра. В планах также возобновление некогда традиционного для столицы Кольского Заполярья маршрута Архангельск - Мурманск - Тромсе. По заверениям руководства аэропорта, произойдет это если не зимой, то летом обязательно.

Кроме того, есть намерение в это же время впервые открыть такое востребованное северянами направление, как Геленджик. В планах также прямые перелеты в Минеральные Воды. Ведутся и переговоры по рейсам в Екатеринбург и Минск, о возобновлении маршрутов в Нижний Новгород и Белгород. В следующем году в Мурманском аэропорту ожидают новое воздушное судно для полетов в Сочи.

В перспективах нашей воздушной гавани и еще более значимые перемены. Речь идет о строительстве нового аэровокзального комплекса. Генеральный директор ОАО «Аэропорт Мурманск» Андрей Осипов подчеркнул, что новое здание будет отвечать всем современным требованиям безопасности и комфорта, прежде всего, иметь достаточную «глубину», которой не хватает нынешнему зданию. В нем будет современная система обработки багажа, позволяющая пассажирам оформлять полный его трансфер до любого конечного пункта путешествия, включая и заграничные.

- Планируется разместить новое здание справа от нынешнего, - пояснил Андрей Осипов, - в следующем году должны начаться проектные работы. Предполагаемые вложения составят миллиард рублей собственных средств. Залы вылетов и прилетов станут намного удобнее, будет обеспечена новая система сортировки багажа, его выдачи. Старое здание не закроют. Поначалу речь шла о его реконструкции, но сделать это без ущерба для пассажиров не представлялось возможным. После ввода в строй нового здания оно будет использоваться для обслуживания международных авиалиний...

- Наше первое знакомство с новым собственником аэропорта состоялось на деловой неделе, - подытожил Дмитрий Соснин. - Тогда был представлен бизнес-проект реконструкции аэропорта. Сейчас собственник изучает пассажиропоток, в правительстве прошли совещания по месту расположения нового терминала, ведутся переговоры с собственниками и арендаторами участков, которые могут попасть под планируемое строительство. Аэропорт готов приступить к проектированию и далее - возведению нового здания. Намерения самые серьезные, о чем свидетельствует и приход новых перевозчиков. Это отражается на стоимости перелетов, есть уже предложения, конкурирующие с ценами на железнодорожные поездки. Сотрудничество в целом неплохое.

Не обошлось и без традиционного вопроса по поводу обещаний компании, взимающей плату за стоянку автомобилей, опускающей перед ними злополучный шлагбаум. Эти свои многочисленные обещания по благоустройству она не выполнила, и руководство аэропорта отмечает, что вправе считать договор аренды недействительным. Но точку в истории со шлагбаумом поставит суд. Очередное его заседание намечено на конец октября.

Юния ВАЛАМИНА