С недавних пор кондукторов общественного транспорта в нашей области вооружили валидаторами - устройствами, считывающими информацию об оплате с новых, имеющих электронный чип проездных карт. Как работается им теперь? На этот вопрос кондукторы отвечали практически одинаково: дополнительный килограмм веса к концу смены очень даже ощутим. А если прибавить вес накопившейся мелочи, которой, как правило, стараются расплатиться пассажиры, то уж точно почувствуешь разницу...

- Надеемся, что при введении пластиковых карточек для безналичного расчета станет полегче, - проявила оптимизм Елена Федорова - кондуктор троллейбуса четвертого маршрута. - Пока потруднее стало. Но зато каждый перевезенный пассажир на учете...

Очень ждут кондукторы и перехода на персонифицированные проездные для льготных категорий граждан. Сейчас пока они обязаны проверять документы, дающие право на льготы. А те у пассажира не всегда под рукой, и требуется время, чтобы все проверить. Для льготников, особенно людей пожилых, носить их постоянно с собой - дополнительное неудобство, да и потерять нетрудно.

- Когда внедряли эту систему, старались сделать так, чтобы граждане, особенно имеющие право на льготы, не столкнулись с ажиотажем, вроде того, что случился в прошлом году при изменении порядка приобретения льготных проездных билетов, - пояснил начальник отдела областного министерства транспорта и дорожного хозяйства Валентин Викторов. - Тогда выстраивались очереди за необходимыми справками. Мы сохранили привычный порядок приобретения льготных билетов, места их приобретения и стоимость. Но, наверно, разъяснительной работы для населения было маловато. Многие, по словам кондукторов, отказывались, особенно поначалу, использовать валидатор: дескать, показал свой проездной - и достаточно.

- Система введена с середины октября, - дополнил главный специалист отдела транспорта министерства Николай Михайлов. - Да, главным было не создать проблем пассажирам, и это, кажется, удалось. Как и прежде, они покупают проездные или рассчитываются наличными. Да и сами проездные внешне от прежних не отличаются. Различие внутри - чип, считываемый при помощи валидатора. В дальнейшем речь будет идти уже о персонифицированном учете. Сейчас проездные различают лишь по категориям: сколько, например, поездок совершили школьники и студенты, сколько - иные льготники или владельцы обычных проездных. Это важно для определения сумм выплат из бюджета на затраты транспортников, которые не возмещаются из-за разницы стоимости и себестоимости проезда. Первая пока ниже уровня, необходимого для нормальной деятельности перевозчиков. Прежний расчетный метод этих компенсаций не был точным. Сейчас будут доплачиваться конкретные средства за конкретные перевозки.

В дальнейшем, по словам специалистов минтранса, система предполагает введение так называемых электронных кошельков. Прежде всего, речь о месячных проездных. Со временем эти карты станут долгосрочным средством оплаты проезда и смогут пополняться. Для пассажира такая система будет более удобной и выгодной, чем нынешние проездные, поскольку учитываться и оплачиваться будет именно каждая поездка: использовал сумму меньше, катайся дальше, больше - доплачивай. В общем, нынешний проездной будет видоизменяться.

Не секрет, что далеко не все используют фактически потраченные на покупку проездного средства. А так внес, например, тысячу рублей и катайся на всю сумму: при нынешних ценах это сорок поездок.

Переход на такой электронный кошелек произойдет уже в начале 2017 года. В следующем году начнется и переход на персонифицированный учет льготников: учащихся и студентов, а также граждан, пользующихся единым социальным проездным билетом. Возможно, со временем выплата пойдет не напрямую транспортному предприятию, а непосредственно гражданину, имеющему право на льготу.

Выдаваться пластиковые карты станут постепенно, чтобы опять-таки не создавать ажиотажа и неудобств людям. Параллельно довольно долго будут действовать разные системы оплат. Пластиковые карты, прежде всего льготников, станут сугубо индивидуальными, даже обзаведутся фотографией владельца. Пополнять их можно будет по-разному. Планируется со временем ввести систему пополнения карт посредством электронных платежей - не выходя из дома, что позволит избежать очередей.

В дальнейшем, не исключено, они будут использоваться и для иных целей. Например, есть регионы, где карты проезда для школьников с помощью СМС оповещают родителей о том, что ребенок пришел в школу - считывающее устройство на входе в нее фиксирует этот факт. Точно так же и при выходе за школьные ворота. Есть уже и примеры того, как такие карты помогали сотрудникам полиции быстрее отыскивать пропавших детей - благодаря информации о том, когда, на каком транспорте и в каком направлении ехал школьник.

Главной проблемой остается пока недопонимание части пассажиров, для чего все это делается. Отсюда и нежелание некоторых способствовать точности учета и экономии времени кондукторов. Направлены новшества не на отмену льгот, а на то, чтобы их система действовала более эффективно. Если нет точных данных, бюджет не сможет правильно рассчитаться с перевозчиком. А тот, в свою очередь, нормально выплачивать зарплату работникам, закупать топливо, содержать транспорт и так далее.

Одна из проблем на пути новшества - небрежность части пассажиров. Например, некоторые хранят проездные за предыдущие месяцы вместе с действующим. И это сбивает с толку учетные устройства. Так же влияют банковские или другие карты с чипами, хранящиеся вместе с проездным документом. Затягивается время и усложняется работа кондукторов. Поэтому очень важно подносить к валидатору только действующий проездной документ. Его недостаточно просто показать - надо именно приложить к окошку считывающего устройства.

- С переходом на пластик качество обслуживания повысится, - уверен генеральный директор АО «Электротранспорт» Сергей Коробков. - Своих кондукторов и водителей мы убедили, что электронная система внедрена и возврата к прежней не будет. Новая будет развиваться. А пассажиры относятся пока к этому настороженно. Некоторые даже требуют все вернуть. Но это не наша выдумка - есть соответствующее постановление правительства области, и мы обязаны его выполнять. И пассажиры в свою очередь должны учитывать в общем-то несложные требования. Наша задача - совершенствовать работу оборудования, но для этого определенные шаги должны делать все. Ведь если раньше деньги за приобретенный проездной поступали к нам сразу, сейчас - только после того, как пройдет транзакция. Проще говоря, если проездной не считан валидатором, для нас пассажир не оплатил свой проезд. Думаю, все со временем будет отработано. Пока что при большой наполняемости случаются сбои - не справляется оборудование с потоком операций. Но по сравнению с началом работы в октябре уже многие вопросы отрегулированы.

Пассажиры, с которыми мы побеседовали в троллейбусах, ничего, существенно обременяющего их жизнь, не заметили. Большинство относятся к новой системе с пониманием. Некоторые отмечают и явные плюсы. Прежде всего, то, что вместо «декадников» появились десятидневные проездные. Срок тот же, но начинаться теперь он может с любой выбранной даты. Это в ряде случаев намного выгоднее.

Важно отметить, что и наличные расчеты никуда не денутся, как и кондукторы в транспорте.

Юния ВАЛАМИНА