Вчера мы приехали в аэропорт Мурманск сразу по прибытии рейса из Санкт-Петербурга, так что своими глазами увидели, как «радуются» северяне встрече с родной землей. Сначала они по тропинке, с чемоданами и многие с детишками на руках пробираются к транспорту. На узкой дороге, с одной стороны ограниченной непролазными снегами, с другой - бетонными столбиками, отделяющими полосу безопасности, стоит масса автомобилей, и невозможно угадать, где остановится маршрутка или 106-й. Общественный транспорт осуществляет посадку там, где находится свободное местечко...

- Это же просто кошмар какой-то, - возмущалась молодая женщина, - ожидали автобус напротив его прежней остановки у этой дороги, а он притормозил намного раньше. Нас водитель, наверное, не заметил, да и стать ему, такому большому, было негде. Придется ловить следующий или маршрутку - на такси дорого, да и обидно, у меня и вещей-то нет с собой. А вон там бабушка с внуком маленьким, не знаю, как...

Полоса безопасности стала с лета минувшего года очередным аргументом нового руководства аэропорта в борьбе за территорию с давнишним ее арендатором, компанией «АЭРО-СТ» , - часть арендуемой территории оказалась в этой зоне. Напомним, 10 марта 2010 года на основании договора аренды с тогдашним руководством нашей воздушной гавани привокзальная площадь аэропорта была отдана в пользование компании «РОС СТАР», а в 2014-м права и обязанности по данной территории были переданы компании «АЭРО-СТ». Она в апреле 2015-го организовала здесь платную парковку. Подъезды к аэропорту перекрыли шлагбаумами, установили получасовой лимит бесплатного пребывания автотранспорта, а также тарифы при задержке машин. Это вызвало немалую волну возмущения.

Тогда директор компании Дмитрий Морин во время встречи с журналистами рисовал радужные перспективы. Уже к 2016-му арендатор намеревался привести в порядок территорию: сделать нормальное освещение, пешеходные зоны и тому подобное, вложив в благоустройство более девяти миллионов рублей. Правда, заметных перемен так и не произошло.

17 февраля прошлого года решением Кольского районного суда на ОАО «Аэропорт Мурманск» была возложена обязанность в срок до 1 июля обеспечить кратковременную остановку автотранспортных средств в зоне безопасности для посадки (высадки) пассажиров и исключить их стоянку в зонах безопасности в соответствии с федеральными правилами «Требования авиационной безопасности к аэропортам».

Практически уже 1 июля шлагбаумы должны были исчезнуть, но они, что называется, и ныне там... Продолжается и многоэтапная тяжба между нынешним владельцем территории и арендатором, получившим право на нее на длительный срок.

Затем в ситуацию вмешалась наша северная снежная зима, и полоса безопасности обернулась полосой препятствий для пассажиров.

И хотя в договоре аренды, который «АЭРО-СТ» отстаивает в судах, исполнитель брал на себя четкие обязательства: «...обеспечивать очистку от снега, льда и посторонних предметов дороги, проезды, подъездные пути, территорию эксплуатируемой привокзальной площади, в том числе платной и бесплатной парковки», свое бездействие он объясняет помехами в виде бетонных столбов ограждения полосы безопасности и цепью. Ключи от нее есть, но расстояние для работы техники недостаточное. Снег, дескать, никак не вывезти.

Правда, посередине занесенной снегом буквально одичавшей территории видны некоторые слабые попытки прочистить пешеходную дорожку да места для десятка машин. Все остальные выстраиваются вдоль уже упомянутой дороги за огражденной массивными желтыми столбами полосой безопасности. Вот и ищут пассажиры встречающие их авто, подвергая себя вполне реальной опасности угодить под колеса или сломать ноги, оступившись на наледи, поджидающей пешехода под снежной кашей.

Тут уж тоже, что называется, дело принципа - аэропорт оспаривает договор, значит, мы вправе не выполнять свои обязанности по нему и не обращать внимания на присылаемые акты с фотографиями, которые дважды в неделю отправляют арендатору.

А с другой стороны, и руководство воздушной гавани в пылу борьбы столь рьяно обеспечивает предполагаемую безопасность, что подходит к этому даже строже, чем оговорено федеральными требованиями. Ведь в приказе Минтранса РФ от 21 июня 2016 года № 171 пункт 27 изложен в новой редакции: «На привокзальных площадях создаются зоны безопасности шириной не менее 30 метров от зданий аэровокзальных комплексов и других объектов аэропортов (для аэропортов местных воздушных линий носит рекомендательный характер). Кратковременная остановка автотранспортных средств в зонах безопасности допускается только для посадки (высадки) пассажиров. Стоянка автотранспортных средств в зонах безопасности запрещена, за исключением транспортных средств, задействованных в проведении работ по обслуживанию, эксплуатации, содержанию и ремонту объектов аэровокзального комплекса и иных объектов инфраструктуры аэропорта, а также инженерно-технических коммуникаций».

А у нас в запретную зону вообще никого не пускают. На расчищенной части у здания, огражденной бетонными блоками вдоль и горами снега в начале, осталась лишь память о прежних удобных остановках общественного транспорта. Автобусы и маршрутки сегодня попросту не могут нормально осуществлять перевозку пассажиров.

Получить комментарий лица, отвечающего за обеспечение безопасности в аэропорту, а следовательно, и саму полосу, по телефону не удалось:

- Присылайте письменный запрос, мы его рассмотрим и дадим ответ в положенные сроки...

Запрос мы, наверное, направим, но сама ситуация уже не терпит сроков, положенных для получения ответа. Жалко земляков и стыдно перед гостями за нашу занесенную снегами воздушную гавань, встречающую их у ворот в Арктику...

Вчера проблема обслуживания пассажиров в аэропорту Мурманск стала предметом обсуждения на совещании в областном правительстве. По поручению главы региона Марины Ковтун его провел первый вице-губернатор Алексей Тюкавин. В работе приняли участие представители руководства аэропорта, транспортной прокуратуры, управления ГИБДД, основных авиакомпаний.

Алексей Тюкавин отметил, что в последнее время все больше серьезных нареканий на ситуацию в аэропорту: на частые задержки рейсов, состояние привокзальной площади.

Конечно, и погода создает дополнительные сложности. Для безопасного выполнения взлетно-посадочных операций аэропорт вынужден закрываться на очистку от снега искусственных покрытий, светосигнального оборудования и радиомаячной системы, обработку покрытий антигололедными реагентами. Немало проблем и с подъездом автотранспорта, и с парковкой. Имеются претензии к содержанию привокзальной площади, в том числе в части обеспечения безопасного прохода пассажиров к зданию аэровокзала.

Руководству аэропорта указано на необходимость принятия исчерпывающих мер по обеспечению достаточного количества техники для расчистки взлетно-посадочной полосы и обработки воздушных судов, контролю за состоянием привокзальной площади, организации дорожного движения на данной территории с обеспечением мест для посадки и высадки пассажиров.

Также акцентировано внимание авиакомпаний и аэропорта Мурманск на необходимость своевременного информирования людей о задержках рейсов, предоставления питья, горячего питания, гостиниц. Министерству транспорта и дорожного хозяйства поручено вести постоянный мониторинг ситуации.

P. S. 28 декабря областной арбитражный суд принял решение о прекращении действия договора аренды. Теперь - время апелляций, которые, по словам арендатора, непременно последуют. А пока после совещания в региональном правительстве директор «АЭРО-СТ» заверил, что как только будут сняты бетонные преграды, территорию немедленно расчистят...

Юния ВАЛАМИНА