Неудовлетворительное состояние дорог в Заполярье стало поводом для внеочередного заседания областной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения. Хотя обильные снегопады прошли уже с неделю назад, 6 - 9 января, их последствия до сих пор не до конца ликвидированы.

- Северяне обращаются во все службы и инстанции, - сообщил, открывая заседание, заместитель губернатора Григорий Стратий. - Одним из основных препятствий для расчистки дорог являются припаркованные автомобили. Нам необходимо выработать комплекс мер, которые позволят решить проблему. К тому же январь еще не закончился, впереди февраль и март, снега на Кольском полуострове выпадет достаточно.

- Дороги, федеральная и муниципальные, находятся в плачевном состоянии, - сказал врио начальника ГИБДД Мурманской области Александр Усс. - Собравшись вместе, представителям различных служб и ведомств проще и быстрее выработать алгоритм действий. На сегодня зафиксировано уже более ста дорожно-транспортных происшествий, в которых немалую роль сыграло некачественное содержание уличных и дорожных сетей. Граждане вправе обращаться в суд. Кроме того, только в заполярной столице с начала года было составлено 15 административных материалов на управление дорожного хозяйства из-за неудовлетворительного состояния дорог. По каждому из материалов предусмотрена санкция в размере 300 тысяч рублей. Чтобы расчистить трассы, необходимо устанавливать временные знаки, своевременно информировать северян о предстоящей работе, привлекать эвакуационные службы.

- В начале 2017-го муниципальное бюджетное учреждение «Управление дорожного хозяйства» заключило дополнительные договоры на аренду техники, - сообщил председатель комитета по развитию городского хозяйства Мурманска Константин Мастюгин. - В результате в сутки на дороги города выходило до 200 единиц техники. Для сравнения: в прошлом году работали по 100-120 в день. В среднем за смену машины вывозят шесть с половиной тысяч кубов снега, иногда эта цифра достигает 12-14 тысяч кубов. Всего в областном центре 2,7 миллиона квадратных метров уличной сети. Очисткой лестниц и тротуаров занимаются около 150 уборщиков. Конечно, людей и техники не хватает. Но что касается машин, то мы задействовали все, какие можно.

Соблюдением чистоты во дворах занимаются управляющие компании. Но они не могут справиться со своей задачей в период снегопадов, поскольку не имеют техники. Можно было бы ее арендовать, однако все машины уже заняты.

Управлением региональными и межмуниципальными дорогами в Заполярье занимается «Мурманскавтодор». На его балансе числятся две тысячи километров региональной транспортной сети. Зайдя на сайт учреждения или позвонив диспетчеру, можно узнать оперативную информацию о дорогах региона. Чем и пользуются многие северяне. Так, 7 января, в самый, пожалуй, пиковый день снегопада, на информатор поступило 7400 звонков, еще более 1300 ответов дал дежуривший оператор.

- Во время январских каникул закрывались две дороги: на Териберку и Туманный, а также Заполярный - Сальмиярви, - сообщил в своем докладе начальник «Мурманскавтодора» Виктор Козлов. - Дорожные службы работали на этих участках, помогали вытаскивать машины, проводили колонны. Были и спасенные. К примеру, один из дорожников, приехавший на смену, увидел стоявшую «Ауди», водитель которой был без сознания. Автомобилиста тут же перенесли в автогрейдер и доставили в больницу, спасли. Хочется еще раз обратиться к северянам с просьбой при сложных погодных условиях не выезжать без особой надобности на личном транспорте. А если выехали, то создавайте колонну, не опережайте дорожную технику.

Конечно, в начале 2017 года заносы на дороге в Териберку были не такие серьезные, как в 2014-м, когда в течение многих дней люди и техника буквально по метру отвоевывали путь к поселку. Но проблема от этого не исчезает. Отдельную головную боль дорожникам доставляют туристы, приезжающие на берег Баренцева моря. Речь не об организованных группах, а о «дикарях». На личных машинах они едут в Териберку, не утруждая себя тем, чтобы узнать о состоянии погоды и дорог. И зачастую попадают в снежный плен. Так, все того же 7 января водители автогрейдеров при обследовании дороги обнаружили колонну, состоявшую из пассажирского автобуса и 16 легковушек, застрявших на пути в поселок. Как же решить проблему? Виктор Козлов предложил как вариант организовать в Териберке народную дружину, члены которой оповещали бы местное население и приезжих о перекрытии трассы. Ведь информацию в газете, Интернете или по ТВ не все могут увидеть своевременно, а устанавливать знаки в условиях плохой видимости бесполезно, ставить преграды - опасно.

- В отношении Териберки нужен мозговой штурм, - согласился Григорий Стратий. - Те же предупреждающие ленточки запросто может унести ветром, поэтому надо придумать действенный способ оповещения.

Кроме региональных дорог по территории Заполярья проходят 557 километров трассы Санкт-Петербург - Мурманск. Ими ведает ФКУ Упрдор «Кола». У участников заседания были претензии и к федеральной трассе. В конце прошлой недели сотрудники ГИБДД и надзорных органов обследовали дорогу в аэропорт и не увидели там светоотражающих деталей. Наледь, образовавшую настоящую разделительную полосу в районе Кандалакши, заметил заместитель губернатора, ехавший в том районе в конце декабря. Все эти недочеты были высказаны директору регионального филиала Упрдор «Кола» Сергею Маркову.

Естественно, на одном заседании проблемы не решить. Те из них, что касаются Мурманска, намечено рассмотреть сегодня на встрече руководства ГИБДД и администрации областного центра.

Екатерина АНДРЕЕВА