Эх, хорошо зимой в Умбе! В январе или феврале, когда полярная ночь уже начала отступать, с каждым днем солнца все больше и больше. В этом году суровые новогодние морозы сковали Белое море, и немного непривычно: не слышно шума волн, и куда ни глянь - всюду белым-бело. И еще этот незабываемый здешний запах, который не оставляет тебя тут нигде - вплоть до самой Варзуги, запах топящихся печек.

Дым из трубы столбом, а по вечерам небо щедро расцвечено северным сиянием. И звезды! Да, в Мурманске ведь их не видно, да и не смотрим мы в большом городе на небо. А тут только голову вверх подними, и вот он - ковш Большой Медведицы, и Полярная звезда тут как тут, и еще какие-то неведомые созвездия.

Во дворах лают собачонки - чужого не пропустят. Но званых гостей хозяева встречают у калитки. Дома на беломорском берегу, да и вообще на Русском Севере строили просторные - семьи были большие, а потом, в особо морозные зимы в дом еще и скотину забирали - только что родившихся козлят или телят.

День зимой на Терском берегу течет медленно, а уж вечера и подавно. Все работы переделаны, разве что сети плести да карбасы чинить, ожидая весны, когда море освободится ото льда.

Впрочем, у настоящего мужика всегда занятие найдется по хозяйству.

А женщинам зима - время для рукоделий.

- Тесто обычно всегда месит мужчина, а все остальное - дело женщин и детишек, - поморская мастерица Наталья Кожина рассказывает, как в беломорских селах лепили козули.

Дом Натальи в Умбе, словно музей народного творчества. Тут и куклы разных размеров в расшитых платьях да сарафанах, тут и валяные шерстяные игрушки, вязанные из лоскутков коврики.

Но после Рождества, на Святки, она решила показать, как изготовить козуль.

- Так что это больше - праздничное печенье или детская игрушка? - спрашиваю я.

Однако четко определить, какое значение главней, мастерица наотрез отказывается:

- И то, и другое. Ее и есть можно, и на полочку поставить, как произведение традиционного поморского промысла - дом украсить. А можно и детенышу дать поиграть…

Поморские козули выпекались всегда из грубой ржаной муки, в которую добавляли немного соли. Она служила как консервант, но мастерицы считали, что соль к тому же и нечистую силу отгоняла.

- Вот намесил хозяин нам теста, теперь берем кусочек небольшой, чтоб в кулачок вмещался, - поясняет Наталья. - У нас говорят, чтоб счастье не выпирало наружу. А потом начинаем лепить фигурки.

В селах на Кандалакшском, Карельском и Терском берегах изготавливали разных козуль - хотя основные персонажи традиционны. Чаще всего это олень с раскидистыми рогами. Или тетерка - одна либо с птенчиками, сидящими у нее на спинке. Были еще тюлени, всадники на коне - всего 12 разных фигурок. Хотя простор для фантазии всегда был.

Чтоб тесто не рассыпалось, его постоянно смачивали, мелкие детальки - птенчиков, различные пояски на шею оленю - поручали лепить детям: у них пальцы тоньше.

А когда все козули были готовы, на пару часов их выносили на мороз. А затем - в печь!

Всё! Обрядовые печеньки готовы: можно дарить гостям, можно есть, похрустывая, можно младенчику дать вместо соски.

- Муж мой, помор, говорит, что в его детстве на Терском берегу его мама раздавала детям тесто, и все вместе лепили целые стада козуль. И потом ими играли.

Поморы считали, да считают и сейчас, что козули приносят счастье, удачу, благополучие. Им, в общем-то языческим фигуркам, иногда давали имена и ставили в красный угол рядом с иконами.

А случись поломается фигурка, треснет, рожки у оленя отколются или другая какая частичка, так обратно превращали ее в мякиш и кормили домашних животных - коз или коров. Но никогда козулю не выкидывали.

Сказать, что интерес к поморскому народному творчеству растет, - ничего не сказать.

Такие мастер-классы, как у Натальи Кожиной, в Умбе, Кузреке, других селах проходят постоянно, желающих научиться шить куколок, валять детские игрушки из шерсти или вязать крючком разноцветные коврики из старых рубашек хватает.

Приезжают и из Мурманска люди, и из других регионов России - специально для того, чтобы освоить старинные уменья.

Зимой, конечно, гостей в Умбе поменьше, чем летом, но все равно хватает. Поселиться сейчас не проблема - и гостевых домиков достаточно, да и местные жители с удовольствием пускают приезжих - все какой-никакой доход. А коль приехал турист, то и рыбки захочет отведать - соленой, вареной, жареной, и пирогов с северными ягодами.

А уж экзотики заполярной тут сколько угодно.

Но все самое интересное, конечно, начнется, когда растает лед на море. И семга пойдет на нерест, а год через год и горбуша. В апреле стартует «Рыбья морда» - чемпионат по рыбалке, в июне - традиционная поморская гребная регата, потом фольклорный песенный фестиваль - десятки творческих коллективов приезжают на него со всего Русского Севера, да и не только, чтоб показать свое мастерство, поучиться у других.

В селах вдоль побережья Белого моря - свои праздники. Каждые выходные приезжай - не ошибешься, где-нибудь да гуляют. А вот куда непременно надо ехать, так это в Кузреку - на праздник поморской козули. Но это летом, летом. Вот тогда-то товар умбских мастериц, заготовленный не жалея муки и трудов своих зимними вечерами, и найдет своего покупателя. И разлетятся беломорские козули по городам и весям, будут радовать своих новых хозяев, приносить в дом счастье.

Сергей ЮДКОВ