- Уже два раза чуть под машину не попала! - посетовала на днях знакомая. - Выхожу на дорогу, а машины не останавливаются. Я назад как ошпаренная! Тут только про кнопку вспоминаю. Вчера буквально из-под колес выскочила. Ведь тридцать лет здесь дорогу перехожу: сначала в школу, сейчас на работу - привыкла, что пропускают...

Мы сошлись на том, что придется вырабатывать новую привычку. А это по мановению волшебной палочки не происходит, особенно если «вторая натура» - давняя. Но деваться некуда - надо привыкать, чтобы не случилось худого.

Речь о том, что в последнее время в Мурманске активно взялись за установку светофоров с кнопкой. Нажмешь ее - для пешехода загорается зеленый. Некому переходить дорогу - путь свободен для машин.

Дело с любой стороны полезное - и для водителей, и для безлошадных. Где-то без такого технического оснащения человеку крайне сложно перейти дорогу. К примеру, уже давно работает такая кнопка у пешеходного перехода на Кольском проспекте недалеко от Лыжного проезда. И взрослые, и дети, нажав ее, спокойно, безопасно переходят напряженный участок городской магистрали. Год назад появился такой светофор и на подъеме к Семеновскому озеру. И здесь он весьма и весьма кстати, тем более что рядом находится школа.

Однако просто установка технического устройства не решает всех проблем. К примеру, не так давно, в декабре, светофор с кнопкой заработал на пешеходном переходе возле средней школы № 31 на улице Героев Рыбачьего. Живу я по соседству, а потому имею возможность регулярно наблюдать за работой нового светофорного объекта и тем, как люди им пользуются.

Надо сказать, это место в транспортном отношении довольно спокойное. Нескончаемого потока машин нет, лишь троллейбусы номер 6 и 10 и автобус номер 10, высадив на конечной остановке пассажиров, идут на разворотное кольцо, а затем обратно. В ночные часы их движение и вовсе замирает до утра.

Вот появился светофор, и что же мы видим? А видим то, что ситуация здесь стала, пожалуй, более опасной. Пешеходы, по моим наблюдениям, кнопкой чаще всего пренебрегают и переходят проезжую часть на красный сигнал светофора.

Но ведь водители-то видят зеленый! И если прежде они ориентировались на общую ситуацию (ага, к обочине подошел пешеход - значит, надо притормозить), то теперь главный указатель для них - светофор.

В этой, быть может и частной, ситуации сошлась не одна проблема. Конечно, и нажитая жителями окрестных домов привычка, о которой уже говорилось. И то, что движение на дороге не слишком интенсивное. В иных местах сплошной поток машин сам по себе становится воспитательным фактором, здесь же обстановка, так сказать, расслабляет.

Вносит свою лепту и сезон. Нынешней щедрой на снег зимой стойки подобных светофоров (не только в этом месте) буквально утопают в снегу. В результате еще надо дотянуться до кнопки и изловчиться ее нажать. И не так это просто, особенно пожилым людям и малышам. А представьте себе проспавшего школьника, который опаздывает на урок, за плечами несет увесистый ранец, в руках пакет. Будет ли он искать в снегу кнопку или побежит на красный? Вопрос не риторический - не раз мне приходилось наблюдать именно второй вариант.

Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения», действующая до 2020 года, ориентирует все соответствующие структуры системно воздействовать на причины аварийности, внедрять новые технологии и нестандартные решения для безопасности дорожного движения. В соответствии с нею все ведущие к школам переходы и оборудуются светофорами.

Но, похоже, этого мало. Быть может, в данном случае необходимы именно системность и нестандартные решения? Надеюсь, что в школе проводились соответствующие занятия, разъяснения. Однако достаточного результата пока не видно. А если бы здесь время от времени появлялся сотрудник ГИБДД? Или хотя бы его фанерный клон - манекен? Или установить хоть какой-нибудь заметный предупреждающий плакатик? В качестве наглядного пособия, помогающего жителям менять устоявшуюся привычку, переломить годами сложившийся стереотип.

Пока же, на мой взгляд, получилось наглядное пособие, которое учит пренебрегать правилами дорожного движения. Женщина с коляской, бабушка с внуком, взрослые дяди и тети, а глядя на них, и дети упрямо идут на красный сигнал светофора.

Александр МЕЛЕНТЬЕВ, ведущий инженер Мурманскавтодора