Опровергая расхожее мнение о том, что моряки - народ суеверный, в свой первый в этом году круизный рейс к Северному полюсу атомный ледокол «50 лет Победы» отправился именно 13 июня.

Путешествия на макушку планеты для всех желающих и, уточню, достаточно платежеспособных граждан организуются «Атомфлотом» уже почти три десятилетия, с 1990 года.

В этот рейс идут более сотни туристов. Таких поездок в этом году будет пять. А всего ледоколы с туристами ходили к полюсу более сотни раз. Один раз не дошли. И один раз опоздали с возвращением. Как говорится, море есть море. И лед на лед не приходится.

Лично у меня к этим рейсам отношение всегда было - как бы это сказать? - двойственное. С одной стороны, на самом высоком уровне говорят о грядущем промышленном освоении Арктики, стремительном росте грузооборота по Северному морскому пути и, как следствие, необходимости строительства все новых ледоколов для решения поставленных задач. А тут - один из четырех ныне действующих, причем самый современный и мощный атомный богатырь, совершает увеселительные прогулки с туристами. Это все равно что заставить Илью Муромца катать на его боевом коне капризных детей в парке.

Ледокол к круизу готов.

С другой стороны - есть спрос, появляется и предложение. И понятно, что интерес у людей к подобным путешествиям огромен. Кто же не хочет, как в сказке, оказаться в точке, через которую проходит земная ось? Лично проверить, трутся ли, как поется в песне, о нее спинами белые медведи. Совершить кругосветное путешествие, обойдя круг, метров десять диаметром.

К тому же сами организаторы часто напоминают, что рейсы эти - не совсем туристические, а скорее экспедиционные. На борту с пассажирами проводятся всевозможные инструктажи и лекции о природе и животном мире Арктики. Можно, конечно, предварительно изнурив себя знаниями, затем в салоне выпить пиво, а то и чего покрепче. Но без перебора, песен и плясок. А курить разрешено лишь в строго отведенных местах. Короче, не забалуешь. Из развлечений - облет судна на вертолете.

На макушке планеты, говорят, по традиции устанавливается флаг, пассажиры становятся вокруг него, а их фотографируют с верхней палубы. Подобные снимки уже стали визитной карточкой таких рейсов.

Капитан атомохода Дмитрий Лобусов.

Капитан ледокола Дмитрий Лобусов на встрече с прессой по поводу первого в сезоне рейса был немногословен: это рутина. На полюсе он только капитаном побывал уже - шутка ли! - 24 раза! А до этого еще ходил туда на «Ямале» помощником.

- Маршрут для нас несложный. Доедем - посмотрим. Но в начале лета там льда еще много. Рейс продлится 11 суток. Опаздывать нельзя, - сообщил он журналистам.

На борту и представители международного движения «Ворлдскиллс»: Мадлена Батурина - тимлидер сборных «Росатома» и России - и два представителя КНР. Зовут ребят Ху и Лю. Для этой троицы поездка - награда за успехи. Впрочем, едут они не просто отдохнуть, а еще и выполнить весьма важную миссию.

Победители «Вордскиллс» спешат на полюс.

- Я здесь с двумя ребятами из Китая. Их компетенция - мобильная робототехника, - рассказывает Мадлена. - Они победители международного евразийского чемпионата, который в прошлом году прошел в Екатеринбурге. Нам доверена честь продолжить эстафету флага чемпионата мира по «Ворлдскиллс», который пройдет в августе в Казани. Мы поставим на флаг печать, что он побывал на Северном полюсе. Это весьма символично. Место-то уникальное.

Ху и Лю на русском, равно как и на английском, не говорят. Общаются с Мадленой в основном через гугл-переводчик.

- Вполне нормально получается, - пожимает плечами девушка. - Проблем нет - цифровизация. Кроме того, есть ведь базовые эмоции, которые понятны всем.

Дама сдавала багаж...

Группами начинают подтягиваться туристы. Впрочем, с ними разговаривать бесполезно. Рано еще! С ними надо общаться уже после возвращения, когда они взахлеб будут рассказывать обо всем увиденном и прочувствованном за 11 дней необыкновенной во всех смыслах поездки. Пока же они напоминают героев сказки, которая вот-вот начнется. И часы тикают: тик-так, тик-так, тик-так.

До отхода судна осталось четыре, три, два часа... Следующая остановка - Северный полюс.