Северное сияние уже давно стало туристическим символом нашего региона. И в доковидные времена оно позволяло уже достаточно успешно конкурировать с соседними Норвегией и Финляндией в привлечении гостей из стран Азии. Вкупе с горнолыжными трассами и белым безмолвием тундры оно в зимний сезон манит к нам гостей из-за рубежа и других регионов страны.

А вот северное лето все еще остается недостаточно раскрученным, несмотря на многочисленные красоты и возможность любоваться ими круглосуточно. Чего же не хватает туристу или о чем он пока еще не знает, чтобы выбрать для летнего отдыха Кольский полуостров? В этом в очередной раз попытались разобраться участники разговора за круглым столом на тему «Стратегия продвижения Кольского полуострова в летний период». Его организовал центр кластерного развития Мурманской области при поддержке регионального правительства. Встреча проходила в центре «Мой бизнес». Но поскольку происходящее транслировалось онлайн, то кроме собравшихся в зале представителей туркомпаний в разговоре принимали участие и многие другие.

Ярославский круг

Советник главы Ростуризма Юлия Рыбакова рассказала о своем опыте раскрутки турпотенциала Ярославской области. Там тоже главная проблема - сезонность. Только максимальное число гостей приезжает, наоборот, летом. Несколько городов входят в маршрут «Золотое кольцо России». Большие возможности турбизнес имеет благодаря тому, что по территории протекает судоходная Волга. Летом народу приезжает много. А вот чтобы привлечь туристов, с началом холодных осенних дней и до весенне-летнего тепла желающих полюбоваться старинными городами, продумывалась целая стратегия на ближайшие годы. Одной из главных целей было войти в пятерку самых популярных направлений внутри страны.

Среди наиболее актуальных проблем там, как, наверное, и в большинстве российских регионов, - состояние дорог. За три года, а Рыбакова оказалась в Ярославле с таким «особым заданием» в 2017-м, по большинству направлений их удалось привести в порядок. Путем долгих переговоров с руководством железной дороги добились сокращения времени в пути от Москвы до Ярославля с пяти часов до неполных трех, и к тому же с остановкой в небезызвестной костромской Берендеевке, парк-отеле в фольклорном стиле.

Аэрофлот ввел постоянный рейс Москва - Ярославль. Теперь с пересадкой в аэропорту Шереметьево в этот город можно быстро попасть из любой точки мира.

В развитии турбизнеса ставка была сделана на событийно-деловое направление. Разработан уникальный бренд - символический солнечный круг, вобравший 12 городов области, в которых есть что посмотреть. И форма круга выбрана не случайно: Ярославль - от древнерусского названия солнца - Ярило...

Для разных целевых аудиторий придуманы слоганы. Интерес вызывают такие события, как Масленица, Пир на Волге и многие другие. С прошлого года начали раскручивать промышленный туризм с акцентом на старинные мануфактуры - экскурсантов принимают около тридцати предприятий.

На что готовы тратиться?

Здесь представители заполярного турбизнеса оживились: на Кольском полуострове для промышленного туризма имеются большие возможности. Правда, разные согласования и получение разрешений отнимают очень много времени. Тем не менее на Ковдорский и Оленегорский горно-обогатительные комбинаты уже проводятся экскурсии. Точнее, проводились - до атаки коронавируса. Но ведь, когда отобьем ее, все можно возобновить. И даже расширить.

Представители Ростуризма пообещали помощь экспертов для разработки уникального проекта, связанного с промышленным туризмом.

В ходе разговора за круглым столом обсуждались темы маркетинга, инструменты брендинга, варианты развития территориальных брендов и привлечения туристов. Участники также выдвигали свои идеи для привлечения туристов на Кольский полуостров в летний период.

Критическую струю внес в обсуждение Константин Гаранин, руководитель Центра территориального маркетинга. Он несколько лет назад участвовал в разработках стратегии развития туризма в нашей области, в частности, в Кировске, Никеле, Полярных Зорях. В своем выступлении он подчеркнул, что реальное развитие туризма в любом регионе возможно лишь при тесном и честном сотрудничестве бизнеса и власти. А то нередко красивые отчеты и презентации оказываются просто благими намерениями, если не банальными выдумками. Да и самим туркомпаниям надо не конкурировать друг с другом, а максимально тесно сотрудничать. «Объединиться или умереть», - так обозначил эту цель Гаранин. А конкуренты всегда найдутся в других регионах.

- Конечно, до Мурманска лететь от обеих столиц недолго - около двух часов. Но менее двух с половиной - и до Уфы, Екатеринбурга, даже Сочи... Так почему же люди должны предпочесть именно ваши маршруты? - обратился он к участникам. - Да, Хибины - это горы. Но ведь не Кавказ! Прекрасные озера? Возможно. Но тоже не Байкал или Ладога... Я веду речь с позиции эксперта или человека, которому безразличны ваши интересы. Выбираю то, на что готов тратить деньги...

Из зала тут же прозвучали реплики тех, кто категорически не согласился с мнением о непривлекательности нашего края. Мест размещения и сервиса недостает - это бесспорно, но мест удивительных немало.

Однако эксперт стоял на своем: Рыбачий, к примеру, по его мнению, неплох, но - для любителей экстремальных путешествий по таким дорогам. В городах и вообще смотреть нечего. Размещение далеко от хорошего уровня. На своем опыте Гаранин убедился, что квартиры, которые сдаются посуточно, порой не выдерживают никакой критики, сервис практически нулевой.

Летний сезон особенно проигрышен. Сегодня единственный известный маршрут - Териберка вкупе с гастрономией. А в турбизнесе мало продавать тур. Надо его максимально капитализировать, то есть предоставить возможность гостю потратить деньги не только на переезд и питание. Нужны интересные покупки, развлечения и так далее.

День длиною в 1128 часов

Северное сияние освещает путь туриста на Кольский полуостров зимой. А вот незаходящее солнце пока не стало такой же путеводной звездой.

По мнению всех участников разговора, еще не удается придумать что-то такое, чтобы и другим захотелось увидеть, как солнце спускается к заливу, будто умыться, и вновь карабкается вверх по небосклону. Зрелище это и для проживших здесь не один десяток лет всегда притягательное. Как привлечь к нему внимание приезжих? Во время обсуждения выдвигались разные идеи. Можно, например, выпустить сувенирный календарь, на котором со дня наступления полярного дня и до его завершения обозначить весь период одной датой: полярный день.

Можно придумать немало активных развлечений, которые будут длиться круглосуточно, например, в выходные дни. Или организовать для туристов прогулки под полуночным солнцем. Конечно, само светило и летом не слишком часто балует нас - прячется за облаками, но ночь-то все равно не наступает.

Не раскручена пока, по мнению экспертов, да и местных участников разговора, такая географическая данность, как полярный круг. Прямо на месте его пересечения с транспортными магистралями напрашивается турбизнес с сувениркой, местом для фотографирования, возможностью перекусить чем-то необычным, «полярным», ну и, конечно же, с достаточным комфортом передохнуть.

Особенно досталось от экспертов местам размещения, в том числе даже такому востребованному, как современные глемпинги. Да, занятно наблюдать за северным сиянием через прозрачный потолок, не вылезая из кровати, но... Оказывается, несмотря на достаточно высокие цены на подобное размещение, комфортом они не отличаются: и потолки протекают, и теснота мешает приятному отдыху, и санузлы оставляют желать лучшего. Отзывы в соцсетях гостей, побывавших в этих внешне весьма привлекательных «куполах», увы, не самые лестные.

Но, несмотря на многочисленные пока недостатки сервиса, дорог, необустроенность остановок в пути и другие проблемы, на Кольский полуостров есть чем заманить туриста и летом. Порыбачить на озерах, заливе или даже с выходом в Северный Ледовитый океан, полюбоваться горами или разноцветьем летней тундры, искупаться в чистейших ледяных водоемах, просто погулять в солнечную полночь по городу или в сопках на специальных трекинговых маршрутах, познакомиться с работой шахтеров...

Туриста ждет у нас немало интересного. Только бы поскорее ушла с его пути главная преграда - опасный вирус, поломавший все наши планы на увлекательные путешествия. И заполярный турбизнес готовится к тому времени, когда мир вновь станет виден не только с экранов телевизоров и мониторов.