В троллейбусном депо на улице Свердлова шумно. Здесь мастера ремонтируют корпус троллейбуса, сбивают ржавчину и старую краску. Тут сняли колеса, что-то меняют - один рабочий наверху, другой в яме. Летят во все стороны искры сварки. Шум, стук, скрип, всех звуков не уловить и не узнать, из каких углов они доносятся до твоего уха.

Человеку, который заходит первый раз в депо, все непривычно. Как бы за провод не зацепиться, под колеса не попасть, в яму не свалиться. И разговаривать непросто с учетом того, что, если близко стоишь с собеседником, надо говорить в санитарной маске, попросишь снять, отойдешь на безопасное расстояние - плохо слышно. Находим золотую середину - для фото позируем издалека, все разговоры - в маске, голос напрягаешь, чтобы слышно было.

- Раньше я в море ходил, застал кризис конца 90-х, когда отрасль разваливалась, пришел в депо. Я по диплому моторист, тут, значит, слесарь третьего разряда, - рассказывает Руслан Ягудин. - Взяли слесарем по ремонту подвижного состава. Сдал на второй, третий, пятый разряд, стал мастером, вырос до начальника троллейбусного депо. Прошло каких-то 22 года.

На предприятии два участка ремонта - на Свердлова и Карла Либкнехта. В штате 190 человек.

- Ребята приходят в депо после строительного колледжа имени Момота, средней мореходки, окончив их по специальностям «Слесарь подвижного состава», «Электрик», «Электросварщик». Необходимость в работниках большая, и рабочие руки слесарных профессий мы очень ценим, - говорит Руслан Ягудин.

Перевезено пассажиров: с начала 2020 года - 23 299 739, с 1961 года - 3 268 734 048

Это вам не рога!

За 22 года, что Руслан работает в депо, троллейбус сильно поменялся. Принцип движения остался, конечно, тот же самый - бегает, получая электричество через токоприемники (именно так - токоприемники - правильно называть троллейбусные «рога»). Но вот системы управления «рогатых» машин меняются - все больше становится электроники.

Троллейбусы по улицам Мурманска бегали разные. Первые, горбатенькие, - их не осталось совсем, даже для того чтобы в музей поставить, нет. Были белорусские, сейчас Волгоградского и Вологодского заводов.

- А это мы реконструируем старую машину - заржавела и сгнила снизу наполовину, ведь постоянно работает в сырости. А сверху все нормально, - показывает Руслан.

Так обычный металлический каркас старой, немало поработавшей на маршрутах машины обрастает новыми металлическими перекрытиями, перегородками, поручнями, потом его покрасят, поставят новые кресла, сиденья - и готов почти новый троллейбус.

- Сегодня цены на новые троллейбусы в России сильно завышены, - говорит генеральный директор предприятия «Электротранспорт» Сергей Коробков. - Автобус стоит 9-10 миллионов, а за троллейбус приходится платить 17 с половиной.

Но отказываться от электротранспорта никто не собирается. Каждый год закупаются новые машины - все более современные, безопасные и удобные как для пассажиров, так и для водителя.

Следуя за проводами

- Чаще всего друзья спрашивают меня, может ли троллейбус ездить задним ходом? - улыбается Егор Шаров.

- И как, может?

- Конечно. Правда, не на всех участках дороги.

- А без электричества?

- Есть такие машины, у которых есть автономный ход, но их у нас не так много.

Егор постоянно работает на троллейбусе, но прошел обучение, получил права и летом стал еще и водителем автобуса.

- Три месяца этим летом работал. На автобусе полегче будет, - признается Егор. - Тут провода, приходится и на дорогу смотреть, и на то, что сверху. Да, провода сковывают движение поначалу серьезно, но со временем все равно привыкаешь - уже на автомате знаешь, где дальше надо дать влево, где нельзя.

Самый сложный участок, и это наверняка прекрасно знают и пассажиры, это спуски у Семеновского озера и с улицы Кооперативной в сторону Первомайского округа.

- Тяжелый профиль, особенно зимой, дорога скользкая, может машину и понести. Надо всегда быть начеку, - продолжает рассказ Егор Шаров. - А говоря вообще о работе, не могу сказать, что это была какая-то детская мечта. Нет, я работал в торговле, у меня были права, водить я всегда любил, вот и пошел сюда.

А вот Оксана Коротышева, прежде чем пойти учиться на водителя троллейбуса, поработала кондуктором, посмотрела на свое будущее рабочее место из салона. Пошла в колледж, получила диплом - и вот уже несколько лет за рулем.

- Работаю на «тройке» или «четверке», но больше «тройка» нравится. Короче маршрут и не такой тяжелый. Поначалу, конечно, сложно было, но быстро все освоила, - рассказывает Оксана. - У нас почти за каждым водителем закреплены свои машины, мы стараемся их мыть, убирать, создавать уют в кабинах.

Женщина за рулем. Троллейбус - 12 метров на дороге. Как тут справиться с такой неповоротливой махиной в условиях наших постоянных пробок? Но давно уже сложилось, что в «Электротранспорт» приходит работать много представительниц слабого пола. Смотришь, их за рулем чуть ли не больше, чем мужчин.

- Да, конечно, разница есть, когда на маленькой машинке едешь по городу или на троллейбусе, - соглашается Оксана.

В троллейбусном депо.

За рулем все равны

- Женщин больше, чем мужчин? Ничего подобного, - возражает Сергей Коробков. - Примерно поровну. Но, я скажу, многие уже заметили, что у нас и за рулем автобуса стали появляться женщины. И очень красивые! В 2014 году на автобусе работала всего одна, а сегодня уже десять. Причем пятеро перешли с троллейбусов и обратно возвращаться не хотят. А что касается, кто лучше справляется с вождением, что якобы женщина более внимательна за рулем, более дисциплинированна… Тут все зависит от подготовки водителя, не важно, женщина это или мужчина.

Есть ли будущее у «рогатых»? Ведь в некоторых городах уже решили отказаться и от них, и от трамваев. Директор троллейбусного предприятия уверен, что за электротранспортом будущее.

- Москва перешла на электробусы, а ведь это транспорт, который работает на электричестве. Я думаю, наступят скоро и у нас такие времена. Потому что это очень удобно для города, экологично и безопасно, - рассказывает Сергей Коробков. - А всех, кто хочет прийти к нам работать, приглашаю. Ведь это великолепная профессия. Просто отчего-то романтики в ней стало меньше. А ведь как это здорово, когда из депо выезжает на линию первый рейс, раннее утро, мурманские улицы, и проснувшиеся горожане спешат на первый троллейбус.

Водитель троллейбуса и автобуса Егор Шаров.

Мурманский троллейбус в литературе

Они ехали от «больнички» - к проспекту, а затем - вниз, вниз: мимо домов оставшегося слева Жилстроя, мимо пустыря, раскинувшегося привольно, без кола и креста, у Варничного ручья, мимо «близнецов» и Дома специалиста, мимо Пятины, мимо чаши стадиона и протяжного, как текущая вдаль река, здания обкома, мимо второй бани к повороту в сторону Челюскинцев… И - дальше, дальше, по Либкнехта до северной конечной, до здешнего «кольца».

Когда «рогатый» застыл на перекрестке, у подъема наверх, к Семеновскому озеру, у начала дороги на Североморск, куда не было еще пути «рогатому» транспортному семейству, Саша склонился к Оле, убрал в сторону так мешавшие ему, его губам шнурки-завязки ее шапочки - снова поцеловал. А потом, не торопясь отстраняться, продолжая наслаждаться ее нежно-детским, пряничным запахом, ее близостью, зашептал еле слышно, прерывисто и быстро - так, будто думал, что может не успеть:

- Представляешь, когда-нибудь можно будет вот так же, как мы с тобой, на троллейбусе, проехать через весь город…

Горевой говорил, ничего не придумывая, не лукавя, он тот, будущий, Мурманск, видел - именно таким, большим и широким.

Но Оля ему почему-то не поверила. Да и как тут поверишь, когда Город, если забыть про судоремонтный завод, можно пешком за полчаса пройти. От края до края. Вот и сказала с иронией, перед этим, чтоб не слишком обижался, чмокнув дружку милого в щечку:

- Санечка, но мы ведь и так почти через весь город сейчас едем. Несколько раз уже проехали.

- Н-е-е-т, - капризно протянул Саша и при этом даже чуть-чуть отодвинулся от спутницы - то ли для того, чтобы она его лучше видела, то ли для того, чтобы самому ничего в ней, в ее реакции на его, Сашины, слова не упустить, - не через весь. А Ленинский район, а Роста - забыла? А на юг, можно будет, я думаю, почти до Колы доехать. И это все… Это все… Это все будет Мурманск. Представляешь?

- Не представляю! - не спуская с любимого широко раскрытых глаз, заверила его Оля и тут же, качая головой, продолжила - будто приговор отчеканила или диагноз огласила, окончательный и бесповоротный: - Фантазер ты, Санечка…

(из романа Дмитрия Коржова «Мурманцы. Город между морем и небом».)

 

  • Общий пробег троллейбусов составил 349 миллионов километров.
  • Общая протяженность линий составляет 75 километров.
  • Протяженность троллейбусных и автобусных маршрутов составляет более 465 километров.
  • Энергообеспечение движения осуществляет 11 тяговых подстанций.
  • Всего на предприятии работают 1600 человек. Из них 500 водителей и 500 кондукторов.