Страна с колес

Любите ли вы поезда так, как люблю их я? Только не спешите забрасывать меня тапками, приговаривая: «За что их можно любить? Много людей, лишняя трата времени, неприятные запахи». Согласна, всякое бывает, но ведь негатив можно найти в любой ситуации. А если говорить конкретно о поездах, то лично я стараюсь выбирать именно такой способ перемещения, поскольку побаиваюсь перелетов.

Вот и нынешней осенью, планируя провести отпуск в Сибири, начала искать билеты. До Питера, понятное дело, вопрос с перемещением даже не стоял - однозначно меня туда повезет поезд. А вот дальше возникла дилемма: так уж получилось, что до Новосибирска из Северной столицы выгоднее долететь. На поезд билет в одну сторону стоил около девяти тысяч рублей, бюджетная авиакомпания за перелет в оба конца запросила такую же сумму.

Выбор был вроде бы очевиден, но я решила не торопиться и взяла билет только в одном направлении, и не эконом-класса, что обошлось почти в шесть тысяч целковых. Наверняка все знают подводные камни бюджетных компаний: если покупаешь билет эконом, то забудь о багаже, разрешена лишь ручная кладь, и к той множество требований. Плюс сиденья не откидываются, плюс не кормят на борту. Я летела с чемоданом, полным северных сувениров для сибирских родственников, поэтому перестраховалась и оформила багаж до 20 кэгэ, отсюда и повышенная цена билета.

Перелет занял четыре с небольшим часа, никаких особых проблем не возникло, кроме того, что следующие несколько дней пришлось привыкать к разнице во времени: Новосибирск опережает Москву и иже с нею на четыре часа.

Дальнейшие перемещения у меня были на автобусах - решила не упустить возможность и познакомиться с Горным Алтаем, благо несколько компаний еще набирали людей в туры, хотя сезон был почти закрыт. В итоге мой обратный маршрут начинался уже в Барнауле.

Идею с самолетом отмела сразу - захотела посмотреть незнакомую часть страны хотя бы из окна поезда. К тому же чемодан успел обзавестись «сестрой» - сумкой, а это еще одно место багажа... Зачем такие сложности. Сайт РЖД предлагал несколько вариантов, как добраться до Санкт-Петербурга. Поездов ходит много, надо только определиться с точкой пересадки и ее продолжительностью. Выбрала пятичасовую остановку в Екатеринбурге: за это время можно хоть немного осмотреть город.

«Замечательный» сосед

В назначенное время приехала на вокзал Барнаула. Он небольшой, красивый, на перроне стоят малые архитектурные формы, а в небольшом скверике рядом и вовсе цвели розы. На минуточку, было 20 октября. Но этот год такой, что ничему удивляться не приходится, ведь в это же время в Горном Алтае по второму кругу распустились вербы.

Вход в здание, понятное дело, в масках, все вещи проверяют, пассажиры проходят через рамку. И вот подходит поезд Абакан - Москва. Милый проводник подает руку входящим и выходящим, помогает занести вещи. Одним словом, все прекрасно. Каждые два часа через весь состав проходит начальник поезда, интересуется у пассажиров, все ли устраивает, нет ли жалоб, измеряет температуру даже у тех, кто спит, - к их рукам подносит измерительный прибор. Короче говоря, этот отрезок пути был хорош, даже придраться не к чему.

Сюрприз ожидал в поезде Челябинск - Санкт-Петербург, в который я села в столице Урала. Поначалу все было прилично: титан постоянно горячий, соседи меняются каждую большую остановку, никто не буянит. Из-за популярности маршрута было сложно купить билет на нижнюю полку, поэтому мне досталась боковая. Но это не страшно. В основном отсеке на нижней также до Питера ехал мужчина пенсионного возраста. Обычный пассажир - спокойный, на станциях не выходил, знай себе лежал да читал в телефоне или смотрел в окно...

Однако когда мы остановились в Бологом, что-то произошло.

- Садитесь сюда, здесь никто не едет, - внезапно сказал он.

Его соседка вышла, и вроде бы мужчина обращался ко мне, но смотрел выше, где никого не было. Решила не реагировать, к тому же ехать осталось недолго, зачем менять полку.

Дальше - больше. С перерывами в пять-десять минут попутчик что-то произносил, не всегда понятное. То объяснял кому-то, то приглашал на полку, то с кем-то спорил. Потом сходил к проводнику, вернулся и заявил:

- Всё, сейчас придет начальник поезда, он с вами разберется.

...Со мной? Из-за чего? Кроме нас в купе ехал молодой человек, но он спал над внезапно взбодрившимся пассажиром. А тот продолжал свои беседы с невидимыми соседями.

К счастью, вскоре появился главный по составу. Поинтересовался, почему его вызвали в пять утра.

- Вы должны разобраться и высадить их. Правда, они почти все спрятались, но видите, на верхней боковушке осталась парочка. И у меня на третьей сидит кот, а их было штук восемь, не меньше. А вот она - организатор этого шоу, - пояснил сосед.

Надо отдать ему должное, начальник поезда за секунду справился с эмоциями и стал спокойно разговаривать с мужчиной. Несколько раз предложил ему чай, спросил, откуда он и куда едет, к кому, кем работал, как поездка. Когда увидел, что пассажир спокоен и адекватно отвечает на вопросы, ушел, предложив мне на всякий случай переместиться в другое купе.

Я отказалась, но решила больше не спать, просто лежать, прикрыв глаза. И это оказалось к лучшему. Внезапно попутчик встал, взял с полки надо мной подушку в обе руки и начал приближать ее ко мне. Вдохнув побольше воздуха, я широко раскрыла глаза. Наверно, это как-то отрезвило попутчика, он положил подушку на место и вернулся на свою полку. Потом еще несколько раз заговаривал с невидимыми гостями, но признаков агрессии не проявлял.

Высоко лежу

Думаете, этот случай отрезал у меня все желание ездить на поездах? Как бы не так. Из Северной столицы домой я возвращалась также по железной дороге. Причем не в обычном поезде, а в двухэтажном. Так получилось не специально: до Мурманска из Питера можно добраться на фирменной «Арктике» или на 22-м. Я выбрала последний.

Конечно, он отличается от своих привычных нам собратьев. Во-первых, в нем только купейные вагоны. Новые. Во-вторых, он двухэтажный, однако особо высоким не кажется, поскольку вагон занижен: чтобы попасть на первый этаж, нужно спуститься по ступенькам, на второй - подняться по двум небольшим пролетам. В третьих, при входе в вагон с правой стороны вы не увидите привычный титан: термопот разместился в отдельном купе. Здесь же есть раковина и микроволновка. А на лестнице, ведущей на второй этаж, стоит кулер с холодной водой. В-четвертых, туалеты имеются только на первом этаже, в самом конце, зато сразу три. На стене напротив - мусорные контейнеры. Только не обычные, а несколько отсеков с дверцами для раздельного мусора: пластика, бумаги, пищевых отходов... Эта площадка в конце вагона довольно просторная, что позволяет перевозить там негабаритный багаж. Наконец, сами купе стандартные, единственное отличие - нет третьих полок, поэтому весь багаж помещается под нижние.

Впрочем, новый состав интересен не только своими техническими характеристиками. Именно он 12 октября открыл пассажирское движение по новому железнодорожному мосту через реку Колу.

Насколько поезд удобнее для пассажиров? Почему билеты на него стоят дешевле, чем в обычном плацкартном? В конце концов, почему такая странная нумерация мест в вагонах? На первом этаже места с 1-го по 32-е, а на втором - с 81-го по 112-е... Куда девали почти полсотни мест? Заострю вопрос: для кого припрятали?!

«В настоящее время на участке Мурманск - Санкт-Петербург курсирует один двухэтажный поезд - № 21/22, он отправляется и прибывает в Мурманск ежедневно. Все остальные поезда на Мурманском направлении одноэтажные, - прокомментировали в пресс-службе Федеральной пассажирской компании. - В состав поезда включены штабной вагон с местами для маломобильных пассажиров, а также вагон-ресторан... Купейный двухэтажный вагон может перевозить одновременно 64 человека (для сравнения: обычный купейный - 36, плацкартный - 54). При росте пассажиропотока количество вагонов может быть увеличено. Особенность нумерации связана с тем, что автоматизированная система предусматривает оформление проездных документов на любой пассажирский вагон, в том числе и в варианте сидячего. В таком случае на первом этаже двухэтажного вагона будут места с 1-го по 80-е, поэтому нумерация мест второго этажа начинается с 81-го».

В общем, разгадка «спрятанных» мест оказалась будничной и банальной.

В остальном никаких кардинальных отличий у состава нет. Билеты на него продаются в кассах и мобильном приложении. Стоимость проезда зависит от нескольких факторов - таких же, как и при формировании стоимости билетов в других поездах: чем выше спрос и меньше мест остается, тем дороже. Но она зависит не только от расстояния и популярности маршрута, но и от таких факторов, как категория поезда, время года, день недели, количества предложенных мест в поезде и дней до его отправления, а также от действующих в момент покупки маркетинговых акций. Например, по 31 января 2021-го действует акция «Двухэтажные поезда по привлекательной цене!». Она подразумевает специальный тариф на верхние места - от 999 рублей.

...Уже в Мурманске я узнала, что в новом составе прокатилась и одна моя знакомая. Обменялись впечатлениями.

- Не рискнула ехать на втором этаже, мне говорили, там воздуха мало, - поделилась она.

Почему-то у нее не хватило любопытства подняться этажом выше и проверить это.

- Выдумки, - пожала я плечами. - С воздухом полный порядок. Я ехала, и все нормально, никакого дискомфорта. Полки длинные, спокойно поместилась, даже место осталось...

Так что вопреки поговорке, больше народу, но не меньше кислороду. Километры и воздух - всем поровну.