Общественный рейд в рамках партийного проекта «Единой России» «Народный контроль», который прошел позавчера в магазине торговой сети «Дикси», что на улице Чумбарова-Лучинского, начался с проверки безопасности. И, хотя поводом визита стали обращения мурманчан с жалобами в основном на качество товара, народные контролеры первым делом решили познакомиться с тем, как в «Дикси» соблюдается противопожарная безопасность.

Хотя о последних трагических событиях в Кемерове сотрудники магазина прекрасно знают, но предпринимать действенные меры, гарантирующие полную безопасность людей, не торопятся. План эвакуации в торговом зале в Уголке потребителя имеется, правда, без даты, однако мало кто из покупателей в него заглядывает. На стенде, кстати, нет номеров телефонов контрольно-надзорных органов, и это явное упущение. Огнетушитель в зале на 400 квадратных метров проверяющие отыскали с трудом: он сиротливо прятался в дальнем уголке позади шкафов-ячеек камеры хранения. Так сразу его не разглядишь и уж тем более в суматохе возникшего (не дай бог!) пожара вмиг не отыщешь.

Единственный запасной выход из торгового зала заставлен ящиками с молочной продукцией с одной стороны и деревянными поддонами - с другой. Проход к двери остается совсем узкий: вместо положенных двух метров - сантиметров 80. Да еще и дверь наглухо закрыта - на засов и прочный замок, ключ от которого отсутствует.

- Засов открыть можно, а дальше как? Ключа-то нет, и кто знает, где он спрятан? - задает резонный вопрос заместитель секретаря регионального отделения партии «Единая Россия», член региональной мониторинговой группы проекта «Честная цена», депутат областной думы Юрий Шадрин. - Какой смысл в этом пожарном выходе, если его нельзя немедленно открыть, если случится возгорание и люди к нему станут ломиться толпой?

Проверили народные контролеры и жалобы покупателей на качество товаров. Увы, многое подтвердилось. Просроченный аж на 10 суток салат руккола (зелень в упаковке - пожухшая, пожелтевшая) просится не в тарелку, а в мусорное ведро. А рядом - грибы «Вешенки», которые, судя по датам на упаковке, должны были быть проданы еще вчера. Тут же по соседству - мятые, битые, явно подмороженные яблоки по 71-119 рублей за килограмм.

- За такую цену покупатель имеет право приобрести качественные, достойные продукты, а не эти побитые фрукты, из которых и компот не сваришь, а уж о витаминах тут и речи нет, - вполне справедливо отметила член группы «Честная цена» председатель регионального координационного совета сторонников партии «Единая Россия» Юлия Величко. - И если в магазине цены ниже, чем в остальных, это не повод выкладывать негодный товар.

Удивило проверяющих и то, что Книга жалоб и предложений надежно спрятана от недовольных покупателей в запертом ящичке нерабочей кассы. Перелистав ее, убедились: на жалобы тут не реагируют за три дня, как положено. Без ответа остались обращения покупателей со сроком давности 10-20 дней.

Сразу после посещения магазина народные контролеры отправились на первое заседание Совета по вопросам защиты прав потребителей при губернаторе Мурманской области, которое провела глава региона. Началось мероприятие с минуты молчания в память погибших при пожаре 25 марта в кемеровском ТЦ.

В повестке заседания Совета было два основных вопроса. Первый касался исполнения поручений президента в сфере защиты прав потребителей, данных по итогам заседания апрельского президиума Госсовета России. Обсуждали также и проект региональной программы, направленной на создание условий для реализации потребителями своих прав. С докладом по этому вопросу выступила глава регионального Минэкономразвития Елена Тихонова.

О целях и задачах общественных объединений в сфере защиты прав потребителей и взаимодействии с органами государственной и муниципальной власти проинформировал собравшихся председатель регионального отделения Общероссийского общественного движения в защиту прав и интересов потребителей «Объединение потребителей России» в Мурманской области Денис Лашин.

- Надежная защита прав потребителей необходима всем и каждому, - подчеркнула Марина Ковтун. - Необходимость ввода новых, более эффективных мер этой защиты остро назрела. Поток жалоб впечатляет. Только за два последних года управлением Роспотребнадзора по Мурманской области рассмотрено более 10 тысяч обращений. Беда в том, что сами граждане не в полной мере владеют знаниями в сфере защиты прав потребителей, а недобросовестные руководители организаций пользуются правовой безграмотностью людей. Мы с вами должны выработать четкие механизмы межведомственного взаимодействия, которые позволят нам переломить эту сложную ситуацию.

Ключевым вопросом заседания Совета стало обсуждение проекта региональной программы по обеспечению прав потребителей в Мурманской области на 2018-2020 годы, которая подготовлена в соответствии с поручением президента.