С воздуха в темноте полярной ночи завод «Ямал СПГ» напоминает ярко освещенный компактный городок с высоченными зданиями, выросший в тундре на берегу Обской губы. Правда, в этом городке не услышишь смеха детей - их тут попросту нет, по той же причине не увидишь и гуляющих семейных пар. Здесь строгий сухой закон, даже покурить можно только в специальных помещениях. Все радости жизни - на Большой земле, после 45-дневной вахты. А здесь - работают. Превращают природный газ в сжиженный, обеспечивая потребителей экологически чистым топливом, а страну - валютной выручкой.

За сутки до прибытия премьер-министра Дмитрия Медведева для участия в отгрузке первой партии сжиженного газа с третьей очереди завода «Ямал СПГ» в Сабетту прилетели журналисты из более чем двух десятков стран - на конгресс СМИ «Арктический медиамир». Три часа в воздухе на борту А-320, который чартерным рейсом доставил нас из Москвы в Сабетту, и мы спускаемся по трапу на бетонку аэродрома полуострова Ямал.

Сотня Эйфелевых башен в тундре

Трудно поверить, но не так и давно здесь расстилалась голая тундра. Первая свая в вечную мерзлоту Ямала была забита в апреле 2014 года. Для трех очередей завода построено 142 технологических модуля, которые доставлялись в Сабетту на судах, в чем принимали участие и транспорты Мурманского пароходства, и ледоколы «Атомфлота». Модули представляют собой конструкции 45 на 35 метров и высотой до 50 метров. Самый крупный весил 7200 тонн. Всего же в строительстве завода использовано 770 тысяч тонн металлоконструкций. Эйфелева башня в сто с лишним раз легче.

Модульное строительство позволило сделать дело в кратчайшие сроки, с опережением графика. Вообще человека, впервые увидевшего завод, поражает это хитросплетение тысяч километров труб различного диаметра, кабельных линий, огромных механизмов.

Американская фирма «GE» произвела для проекта турбокомпрессоры, AirProducts - главные криогенные теплообменники. Компания Siemens поставила газотурбинные блоки мощностью по 47 МВт для ТЭЦ, которая обеспечивает «Ямал СПГ» электричеством и теплом.

Одно из хранилищ стилизовано под банку сгущенного молока.

В Сабетте построены четыре хранилища СПГ емкостью по 160 тысяч кубометров. Каждое опирается на 948 свай, заглубленных на 24 метра в вечную мерзлоту. Стены резервуаров высотой 50 метров, их диаметр - 80 метров. Газ в резервуарах хранится при температуре минус 163 градуса.

Собственно говоря, все объекты завода, поселка, аэропорта и морского порта построены на сваях. А для того чтобы создать «подушку» из грунта, было уложено 29 миллионов кубов песка. Построено здесь и три резервуара для газоконденсата емкостью 50 тысяч кубометров каждый.

В строительстве участвовали более 60 тысяч человек, 700 предприятий из 55 регионов нашей страны и 15 зарубежных стран.

Опережая планы

Ровно через четыре года после принятия инвестиционного решения о строительстве завода «Ямал СПГ», 8 декабря 2017-го, президент России Владимир Путин дал старт отгрузке первой партии сжиженного природного газа на танкер «Кристоф де Маржери». Головное судно флотилии газовозов (их будет 15, в строю уже 8) получило имя бывшего президента французской компании «Тоталь», погибшего во «Внукове» в авиакатастрофе. По просьбе родственников на носу судна нарисованы знаменитые в своем роде усы, которые носил де Маржери...

С того дня прошел всего год, а газовозы совершили уже несколько десятков рейсов, отправив на экспорт 7 миллионов тонн СПГ.

В нынешнем ноябре завод произвел первый СПГ уже на третьей технологической линии, запущенной значительно раньше запланированного срока. По этому поводу глава «НОВАТЭКа» Леонид Михельсон отметил: «Мы не только добились соблюдения запланированного бюджета, но и запустили третью очередь с опережением первоначального графика более чем на год. Этот факт не имеет аналогов в отрасли, известной частым превышением бюджетов и задержками реализации проектов».

Все коммуникации в Сабетте выведены наружу.

И вот позавчера, 12 декабря, премьер-министр России Дмитрий Медведев дал команду на заполнение «Кристофа де Маржери» сжиженным газом, произведенным на третьей очереди «Ямала СПГ». Он отметил, что вывод завода на полную мощность - это общий успех группы «НОВАТЭК» и ее партнеров - французской компании «Тоталь», китайских CNPC и Фонд Шелкового пути.

Порт и поселок - тезки

Сжиженный природный газ круглый год отправляется на экспорт из порта Сабетта, который за короткий срок стал важнейшей опорной точкой Северного морского пути. Заложен он был летом 2012 года, а уже следующей осенью начал принимать первые суда. И первой его рабочей задачей был прием грузов для строительства завода, тех самых крупногабаритных модулей.

Ныне здесь построены технологические причалы для перевалки СПГ и газового конденсата, причалы накатных и строительных грузов, портофлота, складские и административные помещения, инженерные сети и коммуникации.

В прошлом году грузооборот порта достиг без малого 8 миллионов тонн. Значение его еще возрастет, если будет реализован проект строительства железнодорожной ветки от станции Бованенково. Это увеличит его грузооборот на 20 миллионов тонн.

Для обеспечения работы в порту судов-газовозов «Атомфлот» построил два буксира ледового класса «Пур» и «Тамбей», два ледокольных буксира «Юрибей» и «Надым» и портовый ледокол «Обь».

В пяти километрах от порта расположен поселок-тезка Сабетта. В нем созданы все условия для жизни вахтовиков. Кроме жилых домов построены столовые, кафе, больница, бани, спортивный и административно-бытовой комплексы, гостиница, магазины. В начале века в поселке жили 19 человек, а сейчас - 22 тысячи.

Есть здесь нынче и свой международный аэропорт, взлетно-посадочная полоса которого позволяет принимать и транспортные Ил-76, и большие пассажирские самолеты. С этой взлетной полосы наш А-320 поднялся в ночное небо, чтобы перенести в столицу ЯНАО - город Салехард.