Первая мысль, которая приходит на ум: да этим ребятам не на уборке мусора работать, а в скорой помощи или экстренной аварийной бригаде! Огромный мусоровоз мчится по улицам города по заранее продуманному маршруту. В кабине всегда три человека - два рабочих-оператора и водитель.

Максим Сердюк окончил школу, получил права, поступил на предприятие, занимающееся вывозом мусора, получил современную машину. Новые мусоровозы, не так давно закупленные Мурманским филиалом компании «Управление отходами» и вышедшие на линии, благодаря своим конструктивным особенностям позволяют существенно сокращать время загрузки отходов из контейнеров и производить ее в более стесненных условиях. Задняя загрузка, увеличенные проемы, мощная механизация, повышенная маневренность - эти грузовики совсем не похожи на старые «мусорки», которые ездили по нашим дворам 30-40 лет назад.

С ведерком на помойку

А ведь были времена, когда мусор не вывозили, горожане просто вываливали его в ближайшие овраги, закапывали в ямы, жгли прямо в городе. Существовали выгребные ямы, куда сливали помои и коммунальные отходы, а потом дворники чистили их, отправляли на городскую свалку. Старожилы вспомнят, что когда-то в Мурманске для вывоза отходов использовали лошадей, потом в 1970-е закупили специализированные мусоровозки, которые ездили по городу по расписанию пару раз в день. А хозяйки подгадывали время, чтобы не пропустить «мусорку», - собирались стайками у подъезда, сообщали друг другу последние новости или отправляли с помойным ведром (целлофановые пакеты были в дефиците) выкидывать отходы детвору или провинившихся мужей. И попробуй опоздай!

В 80-е в городе во дворах появились контейнеры, а в новых девятиэтажках - мусоросборники (рассадники тараканов и мышей), которые нынче хотят заварить раз и навсегда.

Чайки останутся голодными

В этом году началась замена старых ржавых металлических баков на новые, пластмассовые. Они с крышками, чтобы чайки с воронами не разносили мусор. Относительно легкие, на колесах - рабочим не так тяжело таскать их, как металлические. Хотя легким труд этот никак не назовешь.

Попробуй-ка потаскать контейнеры, полные мусора, загрузи их в машину да еще подбери, что вывалилось.

- Мы подъезжаем к контейнерной площадке, водитель открывает кузов, я сначала делаю фото, чтобы зафиксировать, сколько мусора набралось. Потом вдвоем выкатываем контейнер, переворачиваем - и поехали дальше, но прежде еще раз фотографирую, чтобы был отчет о том, что работа сделана качественно, мусор вокруг не валяется, - рассказывает один из операторов, не пожелавший назвать свое имя, видимо, считая, что не такая у него работа, чтобы хвалиться своим трудом. А напрасно! Вот не приедут эти ребята день-два-неделю, и во что превратится этот двор?

В настоящее время в Мурманске работают 13 современных мусоровозов, и 6 машин грузят крупногабаритные отходы. Ежедневно из мурманских дворов вывозят около двухсот тонн твердых коммунальных отходов.

- У нас каких-то четких нормативов нет по погрузке с одной площадки, - говорит Максим Сердюк, - но в среднем выходит около минуты с момента остановки до отправления дальше.

С сопки на сопку

Если прочертить путь одного мусоровоза по городу, то выйдет весьма замысловатая кривая. Меньше всего контейнерных площадок, как ни странно, в Октябрьском округе - 670, в Ленинском, застроенном в основном «хрущевками», - 879. Больше всего в «спальном» Первомайском с его девятиэтажками - 922. Всего выходит почти две с половиной тысячи.

Задача - вывозить отходы с каждой площадки ежедневно. Лишь зимой в соответствии с санитарными нормами можно это делать раз в двое-трое суток.

Маршруты могут меняться, но при их составлении учитывается не только количество точек, но и их удаленность, доступность и так далее.

Бригаде Максима Сердюка за смену надо заехать в 128 дворов.

И путь к каждому - приключение с непредсказуемыми последствиями. Дворы узкие, машинами заставленные, полусонные прохожие спешат на работу, так и норовят нырнуть под колеса.

- Самый сложный у нас маршрут - в микрорайон на улицы Каменная и Орликовой. Там приходится много петлять среди дворов, переезжая с сопки на сопку. Хорошо еще, сейчас сугробов не так много, а потом, когда снег нападает, будет еще сложнее, - делится Максим Сердюк.

Вообще, как нам пояснили в компании «Управление отходами», маршрут движения мусоровоза - не догма. Если машина не смогла, например, заехать во двор в 7.15 утра по графику, она может продолжить маршрут и вернуться сюда позднее в надежде, что въезд расчистят, уберут, обеспечат.

Уступи дорогу!

- Структура наших заполярных городов складывалась достаточно давно и не была рассчитана на такое количество личных автомобилей, которое есть у горожан сейчас. С этим ничего уже не поделать. Выход один - будем взаимно вежливыми и, паркуя свой автомобиль, будем думать о том, сможет ли рядом безопасно маневрировать другой автомобиль - «неотложка», «пожарная», «горгаз», «горсвет» или «мусоровоз». Административные меры воздействия, например штрафы, увы, не эффективны, - считает заместитель директора Мурманского филиала АО «Управление отходами» Виталий Измайлов.

Кроме отходов в контейнеры на площадки горожане несут еще и крупногабаритный мусор. Рабочие грузят его в специальные машины. Пока есть проблема с вывозом и утилизацией автомобильных покрышек. Этот вид отходов не относится к твердым коммунальным. Их автомобилисты должны утилизировать самостоятельно - везти на специальные приемные пункты.

Что делать с теми, которые оказались на мусорной площадке и их хозяина уже не найти, как утилизировать без вреда для природы и с пользой для народного хозяйства, еще предстоит решить властям.

Сколько получают за свой нелегкий труд водители и грузчики на предприятии, занимающемся вывозом городского мусора? В среднем на руки 50-55 тысяч рублей в месяц. Как нас заверили в компании «Управление отходами», проблем с кадрами у них нет.