За ведущимся в акватории губы Ретинская подъемом затопленных металлоконструкций в минувшую субботу наблюдали министр природных ресурсов и экологии России Сергей Донской и губернатор Марина Ковтун. Начавшиеся здесь работы - пилотный проект, одно из мероприятий по очистке от металлолома всей Арктической зоны России.

В ходе комплексного обследования Кольского залива обнаружено множество затонувших судов, плавпричалов и иных металлоконструкций. В этом году разбирают свалку в Ретинской. Там на дне покоится около полутора десятков объектов. Каждый зафиксирован, пронумерован, имеет точно определенные широту, долготу и глубину затопления.

Вид на акваторию губы Ретинская.

- Это решение вопросов экологии и одновременно развития уже новой инфраструктуры, которую требуют современные технологии. Откладывать было нельзя. В Кольском заливе более сотни различных объектов, которые негативно воздействуют на окружающую среду и мешают мореплаванию. Программа рассчитана на восемь лет, до 2025 года. И мы постараемся за это время по максимуму все решить, - сказал Сергей Донской.

Подъем со дна залива судового двигателя прошел у береговой линии с участием водолазов и специализированной техники. Мероприятие реализуется в рамках пилотного проекта «Ликвидация прошлого экологического ущерба, связанного с размещением несанкционированных свалок судов вдоль побережья Кольского залива (Мурманская область)». Работы ведет входящее в структуру «Росатома» ФГУП «РосРАО».

Отсюда идет управление водолазными работами.

Для полного обследования всех трех колен Кольского залива пришлось привлекать водолазов и применять соответствующую технику - гидролокатор бокового обзора. В общей сложности было пройдено 4560 километров. Обнаружено 102 объекта: 52 в береговой полосе, остальные - в акватории. И вот процесс ликвидации накопленного экологического ущерба стартовал.

- Первые федеральные средства в размере 50 миллионов рублей поступили, и программа начала реализовываться. Кольский залив должен быть образцовой акваторией, чтобы сюда приходили новые инвесторы, развивали инфраструктуру, - заявила губернатор Марина Ковтун.

Что касается затопленных объектов, то поднимать их, скорее всего, будут не все, а только те, которые представляют экологическую или навигационную опасность. Такова мировая практика.