Илья Муромец - имя этого былинного богатыря, причисленного к лику святых, знакомо каждому с детства. Подвигов на его счету не меньше, чем у греческого Геракла. Если именем такого героя назвать корабль, то, согласно популярному присловью, славный путь такому судну обеспечен.

Полтора года назад «Илья Муромец» прибыл на Северный флот из Санкт-Петербурга. Зачислен, правда, был не на ратную службу, а во вспомогательный флот. Ни «Булавой», ни «Калибром» корабелы его не наделили и даже «меч-кладенец» под форштевень запрятали. Доля выпала новоявленному богатырю биться со льдами арктических морей.

В первую свою «ледовую битву» он отправился через несколько месяцев после вступления в строй. Как показали ходовые испытания, метровый лед «Илья Муромец» щелкает, точно ореховую скорлупу. На более толстый силы недостает. Может его только наскоком взять, а потом назад откатиться и снова на льдину запрыгнуть. Сильный «богатырь», маневренный, как буксир, но слишком легкий. С толстыми льдами, имея водоизмещение 6 тысяч тонн, много не навоюешь.

Первый свой поход по трассе Северного морского пути ледокол «Илья Муромец» совершил в составе арктической группировки Северного флота. Там ему льдины разбивать ради проводки своих сотоварищей не пришлось. На наиболее сложных участках в Восточно-Сибирском море и в проливе Вилькицкого эту задачу выполняли атомные ледоколы. «Муромцу» оставалось только следовать в кильватерном строю и крошить одинокие льдины, попадавшиеся под форштевень.

- По своей сути это эскортный ледокол, - рассказывает об «Илье Муромце» его капитан Виктор Осипов. - Его уникальность заключается во многофункциональности.

Виктор Осипов.

Если не знать, что «Илья Муромец» - ледокол, может показаться что это большой буксир. В общем-то, отчасти так оно и есть. Судно имеет две винторулевые колонки, которые позволяют ему двигаться в любом направлении хоть носом, хоть кормой, хоть бортом, даже вертеться волчком на одном месте, похрустывая при этом метровым льдом. Также у него есть буксирная лебедка, способная тянуть даже тяжелый крейсер. Есть мощный погрузочный кран, гидрографическая лаборатория, система сбора нефтепродуктов с водной поверхности и многое другое. Для службы и отдыха экипажа созданы отличные условия: комфортабельные каюты, отличные камбуз и столовая, сауна с бассейном, эргономичное оборудование, обогреваемые палубы и много других приятных особенностей, которыми пока не избалованы моряки вспомогательного флота и тем более военнослужащие.

- Когда с нами в поход по Севморпути ходили морские пехотинцы, они были приятно удивлены условиями проживания на судне. Сходить не хотели, - улыбается капитан.

В дополнение к экипажу, численность которого около 40 человек, на борту с комфортом могут разместиться до 50 человек «пассажиров» с «багажом», будь то научные работники со своим исследовательским оборудованием или же арктические стрелки с оружием и боеприпасами. Летом на борт «Ильи Муромца» поднимутся и те, и другие - ледоколу предстоит обеспечить очередную комплексную экспедицию Северного флота, которая в этот раз планируется на острова архипелага Земля Франца-Иосифа.

Экспедиция будет разбита на два этапа. Планируется, что первый экспедиционный отряд проведет десять высадок на острова Нордбрук, Гукера, Земля Георга, Земля Александры и другие. Исследователи пройдут 430 километров. Часть маршрута будет повторять путь одного из первых исследователей архипелага, Фредерика Джексона, 120-летней давности.

Протяженность маршрута второго экспедиционного отряда составит около 880 километров. Он будет частично повторять путь первооткрывателя острова Грэм-Белл Ивлина Болдуина. Предусмотрено 16 высадок на острова Грэм-Белл, Земля Вильчека, Рудольфа и другие. Планируется, что отряд примет участие в поиске останков затонувшей в 1874 году трехмачтовой парусно-моторной шхуны «Адмирал Тегетгофф» первооткрывателя Земли Франца-Иосифа Юлиуса Пайера, судна «Америка» экспедиции Энтони Фиала и шхуны «Святая Анна» Георгия Брусилова.

Также отряд проведет поиск свидетельств пребывания экспедиции Юлиуса Пайера в самой северной точке Европы - на мысе Флигели острова Рудольфа, выполнит определение его географических координат.

Так что работы стальному богатырю «Илье Муромцу» хватит на все лето.