Говоря об экологической безопасности, мы часто забываем, что в это понятие входит и звуковой климат. В Мурманске его оценить несложно. Достаточно проехаться в троллейбусах, ежедневно нервирующих пассажиров рекламой.

Уже несколько лет подряд возмущение горожан по поводу раздражающих психику аудиороликов не утихает. Причем остановить этот рекламный экстремизм на законных основаниях пока не получается. А пора бы обратить внимание на тот факт, что нашей местной звуковой рекламой еще никто никогда не восторгался. В основном она вызывает негативную реакцию.

Но у троллейбусного парка другие резоны. "Звуковая реклама пользуется спросом, она эффективна, а для предприятия рекламные деньги - большое подспорье. Сегодня мы не можем позволить себе отказаться от нее, хотя и понимаем, что комфортности в поездке эта реклама не добавляет" - такое мнение высказывали в многочисленных интервью руководители предприятия "Электротранспорт".

В одном из городов России однажды провели опрос по поводу аудиорекламы в транспорте. Выяснилось, что только семь процентов опрошенных пользуются информацией, которую услышали. Получается, что остальные девяносто три процента просто мучаются.

Специалисты считают аудиорекламу "младшей сестрой - инвалидом" по отношению к рекламе на телевидении. Большинство запоминает и цитирует то, что видели, а не то, что слышали. Поэтому нельзя сказать, что аудиореклама эффективна для всех.

- Роль рекламы - навязывать. Она отлично воздействует на подсознание человека. Но если, смотря дома телевизор, можно переключать каналы, то в транспорте никуда не денешься. Здесь посягают на свободу личности человека, отнимается право выбора, - считает психолог Анна Сергеева, преподаватель Мурманского педагогического университета. Экология слуха, психология рекламы - сфера ее научных интересов.

- Сейчас исследователи занимаются расширением возможностей рекламы: как получше донести информацию до потребителей. А вот последствия воздействия ее на психику человека пока еще мало изучены, - говорит Анна Александровна. - А ведь некачественная звуковая реклама вызывает агрессию, которую обычно человек выливает на близких, и состояние психологической усталости, влияющей на весь организм в целом. В результате - вялость, апатия. Странно, что рекламодатели не стремятся донести информацию до потребителей в оргинальном, эстетичном виде. Используют примитивные, а подчас и просто безграмотные диалоги. Тексты - полная тавтология. Добрая половина аудитории вообще не воспринимает их смысл, особенно стихов. У пассажиров нет возможности повлиять на ход трансляции, прервать или уменьшить ее громкость. Поэтому подготовке и записи сообщений, на мой взгляд, должно уделяться особое внимание: обращение в доверительной форме, от третьего лица, хорошо поставленным мужским или женским голосом без использования музыкального сопровождения и игровых форм подачи. Считаю, что именно консерватизм рекламы и обеспечит благосклонное отношение к ней пассажиров.

Производством аудиороликов у нас в основном занимаются радиостанции. Некоторыми секретами этой кухни поделились знакомые диджеи, подрабатывающие на аудиорекламе. Пассажирам приходится слышать в транспорте то, что заказывают, ориентируясь на собственный вкус, рекламодатели, отметили они.

- Заказчик платит деньги за ролик, ролик делают ему (его фирме), принимает ролик он сам, - рассказывают ребята. - Этот ему нравится, а этот нет. И хоть в лепешку разбейся - человек не купит машину, которая хорошо ездит, но ему не нравится. Например, приходит один: "Хочу рекламу в троллейбусе, вот вам 1000 рублей. Чтобы сказали, что недорого, качественно и в короткие сроки фирма поставит пластиковые окна и еще торгует помидорами. Вот вам десять телефонов, два адреса и уложитесь в пятнадцать секунд". Еле его отговорили. Другому заказчику нужен был в ролике звук лопнувшей кожи ботинка. Объяснили ему, что звуки очень часто бывают двусмысленны: звучит одно, а слышится другое. А то просят рекламодатели, чтобы девушка сексуальным голосом описывала кусок арматуры (длинный, твердый и прочая белиберда). Такие просьбы мы просто игнорируем. Проблемы качества местной рекламы упираются в то, что заказчик имеет возможность подходить к оценке труда рекламщиков субъективно: нравится - не нравится.

- С другой стороны, если нам никуда не деться от двигателя прогресса, то не сделать ли рекламу такой, чтобы она могла оказывать положительное психотерапевтическое воздействие, - предлагает Анна Александровна. И тут же приводит пример. Несколько лет назад в троллейбусном парке работал один чудаковатый водитель. Он включал для пассажиров песни Пугачевой, Антонова. Сам того не зная, водитель использовал психотерапевтический прием "якорей". "Якорь" - это ассоциация, вызываемая предметами или событиями. Он всегда дает установку на хорошее. Для кого-то эти песни связаны с приятными воспоминаниями из прошлой жизни. Кроме этого, шофер обращался к пассажирам. А знаете, что он говорил? Женщины всегда красивы. А мужчины достойны уважения, несмотря на то, сколько они зарабатывают. Этот человек, сам того не зная, был хорошим психологом, давал людям надежду на лучшее. А этого на рынке, как известно, не купишь. Так, может, стоит задуматься?

Ольга ФЕОФАНОВА