"Лидер в образовании" - так назывался всероссийский конкурс, который недавно проходил в Петербурге. Наша землячка мурманчанка Наталья Нагайченко, заместитель директора по учебно-воспитательной работе гимназии № 1, заняла на нем первое место, получив медаль и грант в размере ста тысяч рублей...

Наталья Николаевна по специальности инженер-программист, по призванию - педагог. Вот уже 12 лет она работает в первой гимназии. Пришла обучать мальчишек и девчонок информатике, а через несколько лет стала заместителем директора.

Эта победа уже не первая в ее карьере. В 2000 году ей было присуждено 3-е место во всероссийском конкурсе воспитательных систем. Через два года - победитель смотра "Учитель города Мурманска". Еще спустя год - финалистка областного педагогического конкурса. Нагайченко удалось построить систему воспитательной работы в своей гимназии так, что всем стало интересно работать и учиться. Был создан орган ученического самоуправления - совет гимназистов, на котором ребята сообща решают проблемы учебного заведения. Реализуется социальный проект гимназии "Мой детский Мурманск". Одна из его задач - шефство над специализированным домом ребенка.

На конкурсе в Петербурге Наталья Николаевна защищала проект на тему "От интеграции основного и дополнительного образования к единству учебно-воспитательного процесса". На вопрос: "Почему именно его?" - она ответила, что лишь в интеграции, в единстве учебных наук и нравственного обучения заложена основа для решения многих проблем образования. Потому в гимназии детей и взрослых окружает атмосфера сотрудничества, исследования и творчества. Например, на уроке биологии девятиклассники сами могут определить группу крови и резус-фактор. А юные поэты учатся совершенству стихосложения с помощью законов математики.

- В современной школе учитель обязан быть универсальной личностью. Помимо безупречного знания своего предмета он должен владеть межпредметной составляющей, учить ребенка видеть мир в целом. Поэтому мало заставить вызубрить сколько-то стихотворений, надо уметь научить его самого сочинять, - считает Нагайченко.

В скором времени в гимназии начнет работать издательство, которое будет публиковать авторские учебники, творческие работы педагогов и школьников, новые учебные программы, методические разработки уроков. Уже запланированы выпуски увлекательных сценариев историко-литературных игр, методические комплекты для проведения тестов в начальной школе, пособие "Основы журналистики".

- Мыслей полная голова, словно пчелиный улей переполнен, - смеются юные журналисты гимназической газеты "8.30". Они уверяют, что уже готовы на базе будущего издательства создать газету и для подростков города Мурманска. Конечно, в первую очередь их волнуют проблемы ребят (личные драмы, конфликты в школе и семье).

Что ж, полдела уже сделано. Грант - в надежных руках. Остается воплотить проект учителя-новатора и идеи гимназистов в жизнь.

Анна СОЛОВЬЕВА