"Sale" - слово, хорошо знакомое американцам, европейцам. Зажигающее огонь во взоре и покупательский азарт. Оно бросает толпы на штурм открывающихся магазинов. И безошибочно ведет туристов в нужное место в нужное время...

Нашим соотечественникам, выезжающим за границу, оно тоже хорошо знакомо. И стимулирует соответствующую реакцию. Но только там - за границей. В родных торговых заведениях этот - давно ставший международным - термин ничего похожего у людей не вызывает. А для многих граждан и вовсе - просто непонятное слово...

Правда, наше родное - "распродажа", то же самое, только по-русски, - вроде вполне понятно. Но бежать, торопиться купить... Как ни обозначь магазины проводимую акцию - хоть так, хоть эдак, видимого оживления у покупателей не наблюдается.

- Сезонные распродажи каждый год устраиваем примерно в одно и то же время. Зимнюю - в декабре-январе. А летняя длится с середины июля до конца августа. На обувь, не проданную в свой сезон, делаем хорошие скидки. Сначала люди просто присматриваются, ждут, может быть, еще снизим цены. А потом начинают покупать. Но бума не бывает, - рассказывает менеджер одного из мурманских обувных салонов. - В течение года, как правило, делаем скидки на последние пары, оставшиеся от партии. А модели, не пользующиеся спросом, продаем вполовину дешевле. Не выгодно хранить товар...

Основной принцип, которого придерживаются в этом магазине, вполне ясен. В любой цивилизованной стране коммерсанты руководствуются тем же известным законом: чем дольше непродающийся товар лежит на полках, тем больше потерь. И стараются побыстрее от него избавиться. А традиционные sale - это тотальное освобождение от зависшего в сезон ассортимента.

Вроде и у нас похоже на то. А бума нет. В данном случае все объясняется просто. Салон, куда я зашла, из тех, где клиентов вообще не пруд пруди. Покупатель здесь, простите, штучный. Потому как обувь хорошая, известных мировых фирм, но и цены - соответствующие. Для большинства наших граждан, увы, не по карману. Так что даже при половинном удешевлении сапожек, стоивших 9 тысяч, очередь за ними не выстроится. Большинство посетителей заходят разве что посмотреть.

- Замечательная кожаная юбка, - вздыхает моя знакомая, - подходила по всем статьям: сидела отлично, цвет очень располагающий, качество - редкий случай! - вполне на высоте. Цена только негуманная - 6 тысяч рублей. "Вы заходите через пару недель, у нас скидки будут", - прощаясь, любезно пригласили меня милые продавщицы. "Ну-ну, - думаю, - посмотрим на ваши распродажи, вот просто из любопытства". Через пару недель меня встретили в этом магазине, как родную: мол, висит ваша юбочка, дождалась своего часа. Я действительно удивилась, когда взглянула на ценник - цену на самом деле снизили, да еще как - втрое!

И цену снизили, и встретили любезно. Только не дождалась юбочка своего часа. Так недоступной и осталась...

Но, скажете вы, есть и другие магазины. Где цены приемлемее. Есть. За количеством их сейчас дело не стоит. И распродажи, судя по рекламе, в них случаются. Причем нередко. А у кого-то так вообще призывный аншлаг с этим словом круглый год украшает торговое заведение, как вывеска. Только посетители на это реагируют как-то неадекватно, без энтузиазма. Или наоборот - как раз адекватно. Зная, что главное не призыв, а то, что за ним на самом деле.

- Неделю бегала по магазинам, телевизор выбирала. И все-таки вернулась к тому, на который с самого начала глаз положила. Смотрю, а там скидки объявлены. Обрадовалась! И тут цену увидела... Е-мое... Она новая, а со скидкой получается не радость, а... вроде издевательства. Меньше прежней - на копейки.

Эмоции моей собеседницы касаются, между прочим, одной из ведущих в городе фирм по торговле теле-, радио- и бытовой техникой. Издевательство или нет, на этот счет мнения у сторон могут разойтись. Но к обману, в принципе, не придерешься. Хоть на мизер, но товарчик и впрямь подешевел. У иных ведь продавцов подход к "активизации" продаж и того хлеще.

Одна мурманчанка поделилась, как приценивалась к спортивному комплекту в магазинчике при фитнес-клубе, который посещает:

- Все хорошо, но дороговато - 800 рублей за комплект. Перед Новым годом появляется заманчивое предложение - только в течение трех дней предпраздничная скидка 10 процентов! Жду с нетерпением указанных трех дней. Однако ожидания оказались напрасными: в час "х" выяснилось, что костюм со скидкой загадочным образом стал стоить дороже, чем без нее, - 900 рублей. Механизм, думается, всем понятен - накануне объявленной распродажи вещи переоценили, цены подняли и, исходя уже из новых, подросших, цифр, рассчитали скидку. Особенное недоумение вызывает тот факт, что публика в фитнес-клубы ходит преимущественно одна и та же в течение долгого времени. Посетительницы эту стоечку с вещами не раз внимательно осмотрели, старые цены прекрасно помнили, скидку в состоянии были приблизительно рассчитать... Но удивительный наш бизнес все расчеты провел по-своему.

Да уж, родное торговое сознание и впрямь зачастую удивительно. И расчеты у него малопонятные. Вроде выгоды предприниматели ищут, а в итоге... Покупатель к обманщику сам больше не придет и другим отсоветует.

Иностранцы бы таких коммерческих ухищрений точно не поняли. Но мы-то наши. Потому и ходим мимо призывов "распродажа", "скидки" по большей части равнодушно. Или - с сооружением из трех пальцев в кармане. И - с пониманием.

А вот какие-то там "sale" так и остаются загадочным словом...

Татьяна РЯЗАНОВА