Татьяне 25 лет, она переводчик, на предыдущем месте работы ее не устраивала зарплата. Марине 30 лет, она сурдопедагог, по специальности работу найти не может, долгое время пришлось работать пекарем, а хочется чего-то другого. Елене 25 лет, за плечами педуниверситет, с лета без работы, но посвящать себя педагогике не собирается, объясняет: "Не нравится ни зарплата, ни социальный статус педагога". Анне - 24, тоже после педуниверситета. "По специальности не работала и не буду", - безапелляционно заявляет она. Однако найти себя пока не получается.

А еще одна Татьяна (ей 28 лет), педагог-литератор, вот уже полтора года безуспешно ищет себе место именно в школе. Рада была бы получить постоянное место в образовательном учреждении и 22-летняя Лена, учитель английского и французского. Маленький ребенок и отсутствие опыта работы являются для нее - молодого специалиста, значительным тормозом при поиске работы.

Такие они все разные - одних не устраивает зарплата, других - возможности карьерного роста, кто-то непременно хочет получить работу по специальности, а у иных душа требует чего-то неопределенного, но явно отличного от того, что предлагает жизнь. Объединяет их одно - все они стоят на учете в службе занятости, все являются участниками совместного российско-норвежского проекта "Женщины, которые полагаются на себя". Этот проект на днях начал свою работу.

Реализуют его департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Мурманской области и служба занятости Северной Норвегии. В нем участвуют 11 женщин (все мурманчанки) в возрасте до 30 лет, имеющие высшее профессиональное образование и длительный перерыв в работе. Таким образом, потеря навыков, отсутствие опыта да, как правило, наличие маленьких детей - это и есть основные причины, по которым женщины не могут трудоустроиться. Проект призван помочь им в поисках работы.

Как это будет происходить? Сначала за безработных возьмутся психологи. Точнее, уже взялись. Запланировано провести 5 рабочих встреч. Вместе со специалистами женщинам предстоит пересмотреть черты своего характера, провести инвентаризацию своих возможностей. Некоторых первые занятия удручили: я и не знала, что я такая. Разборы полетов - анализ проведенной накануне работы - проводятся здесь очень серьезно. Каждая сторона потом делает свои выводы. Кто-то пересматривает свой характер, привычки, если хотите, желания. Психологи же обращают внимание на проблемные моменты, требующие дальнейшей корректировки. Таким общим для многих пробелом, например, оказалось отсутствие навыков делового общения. В программу проекта входят также семинары по рынку труда и правовым аспектам трудовых отношений, обучение работе в Интернете, практические занятия по технологии самостоятельного поиска работы. Завершается проект шестинедельной производственной практикой на предприятии, которое будет подобрано каждой с учетом специальности или пожелания. Норвежская сторона оплачивает прохождение этой практики.

Максимальная задача проекта - трудоустроить его участниц. Итак, в результате эти мурманчанки получат опыт и освоят практические навыки по самостоятельному поиску работы, возможно, найдут и саму работу. Перспективы заманчивые. Однако проявили интерес к этим перспективам и пришли на собеседование лишь 20 молодых женщин. А ведь мы давно уже говорим о росте женской и молодежной безработицы. Хотя справедливости ради стоит напомнить о том, что значительная часть стоящих на учете в службе занятости не имеет профессионального образования вообще. Как отметили сотрудники департамента, некоторые кандидаты полагали с помощью этого проекта трудоустроиться в Норвегии. Остались лишь те, кто имеет ясные цели, а главное - активное желание действовать.

Галина ДВОРЕЦКАЯ