Она его не сразу и узнала. Ольга даже отпрянула, когда к ней в троллейбусе кинулся обниматься высокий видный парень. И лишь затем поняла, что это тот самый подросток, которого совсем недавно она отлавливала в подворотнях и подъездах.

- За три месяца на голову вырос, - улыбается она, вспоминая, как, глядя на него снизу вверх, увидела, что у юноши, оказывается, голубые глаза. А ведь еще недавно их цвет в затуманенном парами клея взоре и не проглядывал.

Сейчас парнишка помирился с матерью, занялся спортом. В соревнованиях первые места занимает. Как-то, приехав к своим прежним приятелям, удивился: неужели и он такой был? Теперь уже и сам включился в кампанию против "дышков".

Наверное, это замечательно - осознавать, что в его победе над собой есть и твоя заслуга. Тем более когда ты сам совсем немного старше своего подопечного, как студентки гуманитарного факультета МГТУ Ольга Басавина и Лидия Хритоненко. Они - будущие социальные работники. Впрочем, почему будущие? Ведь уже сейчас полученные в вузе теоретические знания девушки применяют на практике, работая в молодежном социальном отряде с безнадзорными детьми.

И порой им вслед звучит: вроде бы нормальные, а с кем связались. Да, их подопечные непохожи на вызывающих умиление розовощеких детишек с рекламных картинок. Они не слишком хорошо и не всегда чисто одеты, зачастую голодны. Да и пахнет от них отнюдь не французским парфюмом. И чаще всего люди, брезгливо поглядывая, стараются быстрее пройти мимо таких ребят.

Впрочем, любая стая отвергает слабых, больных, не похожих на усредненный индивид. "Белым" воронам чаще всего уготована гибель. Но ведь мы - люди. Одна из задач социального работника - помочь интегрироваться "непохожему" человеку в социум, в общество, дать ему шанс на нормальную жизнь. И кроме работы с беспризорниками Ольга Басавина и Лидия Хритоненко изучают в детском доме проблему толерантности при совместном воспитании детей здоровых и инвалидов. А студенты МГТУ участвуют и в международном проекте по проблемам бездомных.

Вот и получается, что социальный работник - это скорее не профессия, а призвание - призвание помогать людям. Это доказывает пример самих студентов. Консультации, помощь в решении социальных проблем своим собратьям оказывают члены ассоциации социальных работников, созданной в стенах университета. В МГТУ организован и социальный культурный сервисный отряд "Социономы", его члены отрабатывают на практике теоретические знания.

А проблему интеграции инвалидов в общество в МГТУ не только изучают, но и претворяют в жизнь. Это единственный вуз в области, где могут учиться люди с ограниченными возможностями. И именно по специальности "Социальная работа".

Опыт оказался весьма успешным. Больная тяжелой формой ДЦП Гульнара Ушамова столь блестяще закончила университет, что получила предложение заняться научной работой. Ее сокурсник Алексей Христенко сейчас работает в обществе инвалидов.

А с этого года в МГТУ начинает действовать институт дистанционного образования, и возможности для инвалидов расширяются. Они теперь смогут учиться и через Интернет.

- Поначалу мы думали, что будем готовить специалистов для комитетов социальной защиты, пенсионного фонда - то есть офисных работников. Но наши студенты оказались востребованы в самых разных сферах, - отмечает профессор кафедры социальной работы, психологии и педагогики Наталья Ревенко.

Одна из выпускниц предложила свои услуги в качестве специалиста, способного погасить агрессию клиента, уладить конфликт, одной из компаний мобильной связи. И ее взяли на работу.

Другая студентка в своей дипломной работе обосновывает необходимость иметь специалиста по социальной защите работников на всех предприятиях города. Еще одна высказывает возможность введения в школе должности не только социального педагога, но и социального работника, который будет заниматься как с детьми, так и с педколлективом. А в курсовой студент разработал этапы социальной адаптации работников, долгое время работающих в отрыве от общества. Например, на пограничном таможенном пункте.

- Но ведь необходимо проводить адаптацию и моряков до и после рейса. Прежде функции социального работника на судне выполняли помполиты, - говорит декан факультета заочного социально-экономического образования Юрий Кузнецов. - Сейчас мы планируем готовить специалистов и для флота. Они будут заниматься подбором психологически совместимого экипажа, вопросами пенсионного обеспечения работников рыбной промышленности, правовым регулированием трудовых отношений. Ведь социальные работники сейчас есть и в армии, и в тюрьмах. Жаль только, что зачастую эти функции выполняют люди, не имеющие профессиональных теоретических знаний. Как правило, это люди, которым далеко за тридцать. И они обычно машут рукой: дескать, возраст уже не тот, чтобы на студенческую скамью садиться.

Но учиться никогда не поздно. И лучший тому пример одна из студенток кафедры, которой 64 года! Она в 90-х годах возглавила только что созданный районный отдел социальной защиты. Выйдя на пенсию, решила подтвердить свои практические знания теорией.

Эта женщина, можно сказать, стояла у истоков зарождения социальной работы. Ведь само это понятие в нашей стране появилось лишь в начале 90-х. А в Финляндии, Швеции эту сферу стали развивать лет на шестьдесят раньше. Не грех у соседей и поучиться.

И для того, чтобы студенты могли лучше узнать, как решаются социальные проблемы за рубежом, университет вошел в совместный российско-шведский проект по развитию социальной работы. В его рамках подготовлено учебное пособие для первокурсников "Введение в специальность".

Второй год при Лапландском университете проводится летняя международная школа по социальной работе, где у студентов есть возможность еще и совершенствовать свой английский язык.

- Сегодня стоит проблема повышения статуса социальных работников. Ведь трудиться им приходится в весьма нелегкой сфере за совсем небольшую зарплату, - итожит Наталья Ревенко.

Но, похоже, студенты, выбравшие эту профессию, уже сейчас понимают, как совместить, казалось бы, несовместимое: научиться неплохо зарабатывать и заниматься любимым делом.

- Я хочу получить второе образование - психолога. Если стану хорошим специалистом-психологом, то смогу заняться частной практикой и совмещать ее с работой в госучреждениях. И очень хочу продолжать заниматься с детьми, - говорит Лидия Хритоненко. - Почему? Вы знаете, подростки и сами у меня порой спрашивают: зачем тебе это нужно? Я не знаю, что им ответить. Но когда еще вчера озлобленный на весь свет ребенок при встрече тебе улыбается - это того стоит.

Наталья ГРЕЧИНА