Обсудить проблему подготовки кадров учебными заведениями для промышленных комплексов, расположенных в регионе, собрались в Северной торгово-промышленной палате представители высших и средних учебных заведений и крупнейших предприятий нашего края. Организаторами этого мероприятия стали комитет по образованию Мурманской области, Северная торгово-промышленная палата и управление Федеральной государственной службы занятости населения по Мурманской области.

Актуальность вынесенной на повестку дня темы, как отметили участники встречи, достигла уже такого уровня, что пришло время сесть за круглый стол: представителям бизнеса и образования пора вместе решать, как быть дальше.

- Российскому бизнес-сообществу пора заявить о себе как об активном участнике процесса образовательной политики. Сегодня много говорят о формировании условий для развития бизнеса, о благоприятной экономической ситуации в стране и так далее, однако если не будет профессиональных кадров, никакое экономическое развитие невозможно, - заметил во вступительном слове президент Северной торгово-промышленной палаты Анатолий Глушков.

Потребности рынка труда нынче никак не совпадают с предложениями рынка образовательных услуг. Последний, например, выпускает до 80 процентов специалистов с высшим и средним образованием и лишь 20 процентов квалифицированных рабочих. А рынок требует пропорции с точностью до наоборот: 80 процентов профессиональных рабочих рук, дипломированных же специалистов процентов 20. Наблюдается и очень серьезный перекос по специальностям. Уже несколько лет говорим о переизбытке юристов, экономистов и менеджеров. А вузы и ссузы каждый год выпускают новоиспеченных специалистов этих направлений, которые сразу встают на учет в центре занятости.

Исправить эти перекосы, помочь в решении кадровой проблемы в крае призвана региональная целевая программа "Кадровое обеспечение стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года". О том, как выполняется программа, рассказал заместитель председателя областного комитета по образованию Виктор Штыков. Основной задачей этого документа является создание модели кадровой структуры. Для чего сначала надо обследовать предприятия, определить, сколько и каких специалистов требуется, затем на основе полученных результатов рассчитать госзаказ - распределить бюджетные места в профессиональных учебных заведениях. Такое обследование уже проводится, в него вовлечено 1200 предприятий. Программа предусматривает также создание координационных советов (отраслевых, муниципальных) для решения стратегических вопросов системы подготовки кадров. Это уже впрямую относится к взаимодействию бизнеса и образования.

Обсуждение совместной работы бизнеса и образования затронуло наболевшие проблемы последнего. Серьезный, например, вопрос качества подготовки специалиста. И многое здесь, пожалуй, зависит от выбора специальности. Вот почему пресловутых юристов да экономистов много готовят? Потому что есть спрос на эти специальности со стороны абитуриентов. Но ведь существует и много других, не менее интересных, но более востребованных профессий. Школьник - будущий студент про них просто не знает. Так разговор вышел на профориентацию. Невежество молодого поколения зашло так далеко, что некоторые школьники мечтают работать... в офисе. Просто в офисе и все. Раньше в школах детей знакомили с разными специальностями: экскурсии на производство, уроки труда, учебные комбинаты - все было, вспоминали участники круглого стола. А что сейчас?

- Профориентацию надо начинать со школы, а не в центрах занятости, как это делается сегодня, - считает Наталья Бабакина, заместитель руководителя управления федеральной государственной службы занятости по Мурманской области.

Оживленно обсуждалась и упомянутая выше проблема нехватки квалифицированных рабочих рук. Руки-то, может быть, и есть, только их владельцы за рубеж уехали, там платят больше, а на их место уже мы вынуждены приглашать рабочую силу из-за рубежа. Привели пример: в Мурманске действует до 20 компаний, подбирающих рабочую силу для работы на Западе. Нам остается разве что пригласить менее требовательных к условиям труда и зарплате, скажем, филиппинцев...

Еще один вопрос на засыпку: а для кого государство готовит специалистов? Вот выучился человек на бюджетном отделении и ушел работать в частную фирму, которая палец о палец не ударила, чтобы образовательному процессу в регионе помочь. Такая картина складывается, например, в рыбной промышленности. Вся отрасль - частные компании. Так выгодно ли это государству? А предположим, поможет образованию частник - где гарантия, что именно к нему придет молодой специалист, а не к конкуренту, который к тому же ни копейки в обучение этого специалиста не вложил? Поэтому нет смысла вкладывать средства в студента, прозвучало со стороны промышленников. К прежней системе распределения уже не вернуться, но сейчас пробуют заключать трехсторонние договоры между студентом, предприятием и вузом.

- Надо идти к системному эффективному сотрудничеству власти, бизнеса и образования, - подытожил разговор Анатолий Глушков и предложил следующий этап совместного сотрудничества - провести конференцию с участием представителей бизнеса и образования, где можно было бы более подробно и конкретно обсудить вопросы подготовки кадров. Причем ввести проведение таких конференций в систему. Да еще хорошо бы к таким встречам присовокупить выставки, знакомящие с возможностями предприятий и учебных заведений.

Галина ДВОРЕЦКАЯ