Сакраментальное выражение "ненавязчивый сервис", характеризующее определенную эпоху, благополучно исчезло из нашей жизни, освободив место своему антиподу. Причем если продавцу, назойливо рекламирующему товар, можно дать высказать свое мнение на этот счет, то с рекламой, скажем, на телевидении, не поспоришь. Еще хуже, когда разрекламированный товар оказывается "липой". Страдают не только потребители, но и предприниматели, которые чтят кодекс предпринимательской чести, наполняя рынок качественными продукцией и услугами.

По замыслу авторов нового Федерального закона "О рекламе", который вступает в силу с 1 июля этого года (опубликован в "Российской газете" 15.03.06 г.), поток искушений, льющийся с экранов телевизоров, из радиоприемников и со страниц печатных СМИ, должен быть вычищен от всякого рода мишуры и откровенного обмана. Но, как любой документ, свои подводные рифы имеет и новый закон.

Казалось бы, велика ли разница в том, что в новой редакции закона слова "защита потребителя от недобросовестной рекламы" поменяли на "право на достоверную рекламу". Для неспециалиста это сущая мелочь. Но профессионалы в вопросах рекламы в этой замене видят принципиальную особенность.

- Теперь главной целью закона является развитие рынка на основе добросовестной конкуренции, - говорит заместитель руководителя управления Федерального агентства антимонопольной службы по Мурманской области Светлана Чеченина. - А чтобы потребители могли реализовать свое право на добросовестную рекламу, предприниматели должны вести честную борьбу на рынке, следить за тем, чтобы конкурент распространял добросовестную рекламу своего бизнеса. Потому что, хоть контроль и возложен на антимонопольное управление, осуществить в полном объеме мониторинг ситуации в области силами одного-двух наших специалистов невозможно.

- Доносить на конкурента?

- Надо уходить от такого понимания. Разве когда мы сообщаем, что где-то происходит хулиганство, нарушают закон, поступают недобропорядочно, это стукачество? Мы входим в другое, цивилизованное время, значит, должен действовать принцип: я не нарушаю закон, и ты не должен быть нарушителем. А пока предприниматели равнодушно относятся к работе друг друга, будут страдать потребители.

СМИ ОТВЕТЯТ ЗА "ЛИПУ"

Внесенные изменения явно усложнят жизнь и тем, кто умеет весьма профессионально упаковывать в заманчивую рекламную обертку товары и услуги сомнительного качества. Наверняка у многих на слуху результаты журналистских расследований того, что на самом деле скрывается за разрекламированной продукцией. По новому закону ответственность за достоверность рекламы будут нести ее изготовитель и распространитель - все будет зависеть от того, по чьей вине допущено нарушение. Поэтому теперь отсылка за некачественный товар к заказчику - не пройдет. Как известно, щитом от нападок обманутых потребителей была лицензия, номер которой сообщался или публиковался вместе с рекламой. Теперь эти непонятные и, по большому счету, ничего не говорящие потребителю цифры или пометка "товар подлежит обязательной сертификации" будут убраны.

- Распространители рекламы должны обратить внимание на то, что товары, подлежащие госрегистрации, в случае ее отсутствия и других разрешительных документов не могут рекламироваться, - подчеркивает Светлана Адольфовна. - Если это произойдет, то ответственность будет нести тот, кто распространил эту рекламу. Кроме того, он же будет отвечать, если заказчик предоставил поддельные документы.

- У нас умеют подделать все, что угодно, причем так профессионально, что не каждый специалист отличит подделку от подлинника. Не поторопились ли переложить ответственность на тех, у кого нет навыков эксперта?

- Действительно, авторы закона не до конца продумали, как это все будет осуществляться. По опыту своей прежней работы (Светлана Чеченина более 10 лет работала в горторгинспекции по Мурманской области. - Ред.) могу сказать, что фальсифицированные лицензии и сертификаты - не редкость. Выход из этой ситуации один - повышать уровень культуры взаимодействия всех сторон. Кстати, как раз сейчас разбираемся с печатным изданием, которое, как выяснилось при проверке, дало рекламу услуг одной из частных мурманских фирм, где использовался аппарат для диагностического обследования пациентов, не зарегистрированный в качестве медицинской техники. Этот пример говорит о том, что если средство массовой информации принимает к распространению рекламу, то не должно ограничиваться устной информацией заказчика о наличии у него необходимых документов. Иначе распространителю рекламы грозит штраф. В этом случае уже СМИ придется предъявлять регрессную претензию к тому, кто заказывал рекламу. Чтобы избежать подобных недоразумений, советую грамотно составлять договоры с клиентами.

ЧТОБЫ ФИНАНСЫ НЕ ПЕЛИ РОМАНСЫ

Если разрекламированный кофе оказался откровенно дрянным, то покупатель будет разочарован в продукте. Остается неприятный привкус и обида, это вполне поправимо. Если же человек оказался жертвой финансовых пирамид или соинвестором строительства воздушных замков вместо настоящего жилья - это для него уже трагедия. За последние годы сотни тысяч наших граждан, поверивших красочной рекламе, в итоге испытали шок от обмана по-крупному. И это не удивительно, если учесть, что действующий закон, принятый десять лет назад, не был совершенным. При разработке очередного закона многое учли.

- Реклама определенного вида услуг должна содержать адрес, телефон, по которым можно ознакомиться с условиями договора до его заключения, - подчеркивает Светлана Чеченина.- Запрещена реклама объектов, на постройку которых фирма не имеет разрешительных документов. До того, как начать пиар-кампанию по привлечению средств граждан, застройщик обязан разместить в СМИ или в Интернете проектную декларацию и документ, подтверждающий право собственности или аренды на застраиваемый земельный участок. Если деятельность фирмы приостановят по какому-то из законодательных документов, реклама тоже должна быть приостановлена.

Требования к рекламе банковских страховых услуг тоже ужесточились. В частности, она не должна содержать обещания гарантий, основанных на реальных показателях прошлых лет. Внесены новые положения о рекламе ренты, ценных бумаг и других механизмов привлечения финансовых средств граждан.

Что касается сферы услуг и торговли, которая с успехом использует в качестве приманки для покупателей и клиентов оповещение о скидках или выдачи призов, здесь тоже внесено соответствующее уточнение. В такой рекламе обязательно должен указываться период действия этих акций. Серьезные дополнительные ограничения внесены в распространение рекламы лекарств.

МАЛЕНЬКИЙ СЕКРЕТ БОЛЬШОЙ РЕКЛАМЫ

Чудом не обернулся трагедией случай, недавно произошедший в Москве. Во время проведения строительных работ свая рекламной конструкции пробила грунт и угодила в тоннель метро, преградив путь движущемуся поезду. Происшедшее заставило внимательнее присмотреться к наружной рекламе не только в столице. В связи с этим Светлана Чеченина напомнила, что наружная реклама согласно действующему и новому закону может быть установлена только при наличии разрешения органа местного самоуправления. Под пристальный взгляд специалистов антимонопольного ведомства попали некоторые особенности местечковых правил, которые в областном центре были установлены давно и достаточно вольно интерпретировались. Суть выявленных нарушений, к счастью, не касается безопасности граждан, но от этого они не становятся менее невинными, поскольку речь идет о превышении полномочий администрации города.

Чтобы получить разрешение на размещение наружной рекламы, предприниматель должен обратиться в местные органы власти. Свое решение муниципалитет выносит, предварительно согласовав его со всеми ведомствами, которые отвечают за безопасность движения, инженерные коммуникации, внешний облик города. Если у заказчика рекламы есть желание самому бегать по инстанциям и согласовывать все вопросы, это право у него сохраняется и по новому закону. Но окончательный вердикт - за мэрией. В случае положительного решения, согласно законодательству о налогах и сборах, заявителю остается только оплатить госпошлину. Все остальные финансовые обязательства предприниматель несет перед предприятием, которое изготовляет и устанавливает рекламу.

Но в Мурманске почему-то есть еще одно условие, от которого зависит, получит рекламодатель от властей добро или нет. Он должен представить договор на выполнение своего заказа, заключенный с конкретным предприятием - МУП "Центр размещения рекламы". Выявлено нарушение и в том, что заказчик покрывает все расходы, связанные с разработкой и выдачей пакета разрешительной документации. Превысил муниципалитет свои полномочия и в том, что к наружной рекламе отнес витрины и вывески, которые содержат информацию для потребителя (режим работы предприятия), с вытекающими из этого финансовыми потерями предпринимателей.

- Не исключаю, что подобные нарушения органов самоуправления имеются и в других городах области. Поэтому органы местного самоуправления должны привести нормативные документы в соответствие со вступающим в силу с 1 июля законом "О рекламе". А предприниматели должны знать о своих правах.

Ольга НУРЕЕВА