Больше года прошло с момента объявления Президентом приоритетных национальных проектов. Недавно исполнился год, как при областном правительстве действует управление по вопросам реализации нац-проектов и взаимодействия органов государственной власти. О том, как идет работа по реализации приоритетных проектов, какие проблемы удалось решить, а что еще предстоит сделать, мы беседовали с начальником управления Алексеем ПАЛАМАРЧУКОМ.

Он рассказал, что управление создано в начале декабря 2005 года, основные задачи, возложенные на него, - национальные проекты, создание системы взаимодействия с территориальными органами федеральной власти, а также вопросы административной реформы.

О национальных проектах сейчас очень много говорится, и в основном - в виде отчетов: сделано вот это и это, а люди задают вопросы: почему забыли то-то и то-то? Но национальные проекты нельзя воспринимать как систему подачек из центра регионам. Они не снимают всех проблем, да и не могут в одночасье это сделать. За небольшой период времени они призваны решить конкретные задачи и стимулировать* дальнейшие преобразования. В качестве приоритетных были выбраны вопросы, которые наиболее близки людям.

Например, здравоохранение. Основная цель проекта - повышение качества медицинской помощи, в первую очередь за счет развития первичного звена здравоохранения. Выбор приоритета очевиден - эффективная система профилактики заболеваний, ранней диагностики и своевременного лечения во многом определяет успех в «борьбе за здоровье населения».

Для создания такой системы нужно решить целый ряд задач. Во-первых, необходимо достаточное количество медиков. Если на двух участках работает один врач, то и очередь к нему вырастает. Последние данные говорят о том, что врачи пошли-таки в первичное звено, и коэффициент совместительства сокращается. Конечно, не такими темпами, как хотелось бы, но процесс идет.

Очевидно, что врач должен быть квалифицированным. В 2006 году было предусмотрено повышение квалификации 118 врачей и 395 медицинских сестер в первичном звене. Процесс продолжится и в 2007 году.

Для выявления болезни с высокой степенью достоверности нужно еще и современное диагностическое оборудование, и национальным проектом предусмотрена его поставка - 120 единиц медицинской техники поступило в область в минувшем году и несколько больше ожидается в нынешнем. Сюда же примыкает и программа поставки автомобилей «скорой помощи».

Сейчас многие перестали проходить медицинское обследование, поскольку на это требуется время. Да и не каждый работодатель с радостью воспринимает, когда его сотрудник ходит по врачам. Разработана программа диспансеризации бюджетников. График приема согласовывается с руководством как организаций, так и медицинских учреждений для максимальной быстроты и оперативности.

Лучше всего создать возможности, чтобы болезнь вообще не появилась. Этой цели способствует иммунизация - причем прививки делаются не только от гриппа, но и от краснухи, полиомиелита, гепатита. Таким образом, главная цель нацпроекта «Здоровье» - не просто поддержка врачей, как иногда говорят. Речь идет о повышении качества оказания медицинской помощи.

Национальным проектом предусмотрено и повышение качества образования. В первую очередь внимание обращено на «точки роста», поддержку и распространение лучшего опыта. Проведены конкурсы среди учителей и школ. В Мурманской области в них приняли участие 36 школ и 120 педагогов. А каждый участник - это своя инновационная программа, новые идеи и бесценный опыт. Замечательно, что удалось выявить в Алакуртти, Снежногорске, Заозерске, Риколатвеёнском учителей, опыт которых пригодится всем. И это только первый конкурс! В наступившем году участников будет гораздо больше.

Нельзя рассматривать национальные проекты исключительно как дополнительные деньги, направленные из Москвы. Все они предусматривают софинансирование: федеральный центр выделяет средства только при соответствующем участии субъекта. Вот, например, поступает купленное на московские деньги медоборудование, но подготовить помещение для его установки - забота области. Это необходимое условие: поддержка будет, если есть соответствующая инициатива на региональном уровне.

По агропромышленному комплексу и доступному жилью механизм несколько иной. Если образование и здравоохранение - бюджетные сферы и там можно помочь финансами напрямую, то АПК и строительство - рыночный сектор, а потому механизмы поддержки должны соответствовать современным экономическим отношениям.

В АПК применен заявительный принцип. Кто хочет обновлять, модернизировать свое производство - тем и будет оказана поддержка путем субсидирования части процентной ставки по кредиту. Программа развития должна только пройти конкурсный отбор.

С жильем сложнее - нужно выдержать баланс между интересами государства и бизнеса, поскольку строительные организации - это коммерческие структуры. В проекте по доступному и комфортному жилью есть два направления: строительство жилья и обеспечение его доступности.

Разработана, например, программа обновления коммунальной инфраструктуры, обеспечения земельных участков под строительство. Наш регион по-своему уникален. В большинстве муниципальных образований отсутствует потребность в новом жилье. Там имеются пустующие квартиры, а кое-где и дома. Создавать в таких местах инфраструктуру, новые участки нецелесообразно. Гораздо эффективнее обновить то, что есть, провести модернизацию. Но это направление, к сожалению, в национальном проекте пока не учтено.

Чтобы сделать жилье более доступным, существует программа ипотечного кредитования. Однако долгосрочный кредит под фиксированный процент -серьезный риск для банка. Проблему могло бы решить создание агентства по ипотечному кредитованию.

Предусмотрена государственная поддержка молодых семей. Чтобы купить квартиру в кредит, нужно внести первый взнос. Зачастую таких денег у молодых людей нет. Государство платит первый взнос 30 или 35 процентов (в зависимости от того, есть ли дети в семье). Многие муниципальные образования - Кандалакша, Апатиты, Мончегорск, Мурманск, Полярные Зори, Оленегорск, Ковдорский район - уже приняли подобные программы.

Национальные проекты реализуются параллельно с той социальной политикой, которая проводилась и проводится, и дополняют ее. Все проекты осуществляются на муниципальном уровне, чтобы быть ближе к людям, понятнее.

Как пояснил Алексей Паламарчук, наша область нормально включилась в реализацию национальных проектов во многом из-за того, что все, объявленное в проектах, в том или ином объеме у нас уже выполнялось. Благодаря национальным проектам охват работы значительно увеличился, но сам механизм был понятен. Первое испытание - начало выплат медикам и педагогам. Все выплаты начались в установленные сроки. Немногие регионы Северо-Запада сумели уложиться в жесткие временные рамки.

Можно сказать, что все, предусмотренное планами на 2006 год, выполнено, например, подготовка помещений в лечебных учреждениях для установки нового оборудования. Откровенно говорил Алексей Степанович и о том, что не всегда все шло гладко, приходилось и выезжать на места. В Ловозерском и Терском районах региональный бюджет помог в подготовке помещений, чтобы не сорвать сроки. Если оборудование поступило, оно должно быть установлено, как и планировалось.

Есть проблемы и сегодня, прежде всего - диспансеризация. Необходим целый комплекс мероприятий на уровне муниципальных образований, лечебных учреждений, комитетов, даже средств массовой информации.

По агропромышленному комплексу имеются сложности с развитием личных подсобных хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов, а вот актуальное для нас оленеводство в национальном проекте, увы, не учтено.

Однако нерешаемых проблем не существует, и минувший год это достаточно ярко продемонстрировал. Многое приходилось делать при отсутствии необходимой нормативной базы на федеральном уровне, все - в срочном порядке. Весьма серьезные мероприятия проведены в кратчайшие сроки. Проделана большая организационная работа по взаимодействию между органами власти. Можно сказать, что на этом этапе Мурманская область проверку прошла.

Игорь КАТЕРИНИЧЕВ.