В Сочи хорошо и зимой. Отдохнуть туда в межсезонье частенько отправляются северяне - и по путевкам, и «дикарями». Однако российский курорт, который в последнее время настойчиво претендует на роль столицы зимней Олимпиады-2014, преподносит отдыхающим не всегда приятные сюрпризы...

В конце января сочинское побережье (Сочи, Хоста, Кудепста, Адлер и другие населенные пункты) неожиданно погрузилось в полную тьму: электричество погасло. В новостных программах сообщалось, что на трассе Туапсе - Сочи из строя вышли 7 высоковольтных линий электропередачи. Ликвидация последствий заняла несколько дней. На собственном опыте пришлось убедиться, каково жить без электричества - я как раз отдыхала в Сочи. Впрочем, не первый раз бывая здесь зимой, я такому повороту не удивилась - ни одна зима не обходится без аварий и ЧП.

Любой ветер и снегопад - а они зимой не такая уж редкость - превращают сочинские улицы и целые районы в хаотическое нагромождение сломанных пальм и других деревьев. Обрываются провода линий электропередачи, застопоривается автомобильное движение на безобразно узких трассах, по тротуарам люди идут, утопая в снегу. Рушится берег, идут лавины грязи и камней. Снег засыпает стоящие на склонах гор санатории, откуда курортникам просто не спуститься по обледенелым тропам на главный проспект. Ну и, конечно, отключается электричество. Наступает, как говорится, полный коллапс.

Такой коллапс случился и в конце января - начале февраля этого года. Жители и отдыхающие коротали вечера при свечах. Отключались вода, газ, не работали почта, сберкассы, детсады, школы, большинство предприятий. На железной дороге поезда перевели на тепловозную тягу. «Зависли» все компьютеры. То есть связь нарушилась везде и всюду. Телеэкраны, естественно, погасли. Магазины тоже торговали при свечах, причем подчас несвежей продукцией: холодильники не работали.

Правда, некоторые предприятия, в том числе и хлебозаводы, ухитрялись выпускать продукцию. Спасали ли их собственные генераторы или что-то другое, неизвестно, потому что информации о происходящем не было практически никакой. Ведь в течение этих дней электричество включали на час-два, и местное телевидение едва успевало «врубиться» во всероссийскую сетку.

Из этих судорожных сообщений люди поняли, что над Сочи пронесся «немыслимый» буран, хотя очевидцам показалось, что дуло не больно-то и сильно...

И в прошлом, и в позапрошлом годах зимой в Сочи я была свидетелем такой же ситуации. Местные жители возмущаются, что отключение электроэнергии - это для них обычное дело. Кстати, в прошлом году даже знаменитая Красная Поляна была отрезана от Сочи снегом начисто. Там трое суток люди сидели без пищи. Многие, не надеясь на местное руководство, а тем более на Чубайса, купили для своих домов мини-генераторы за 40-50 тысяч рублей. И кое-как обогреваются в дни отключения энергии. Между тем Чубайс в те дни в одном из новостных выпусков заявил, что все энергетические проблемы Сочи связаны с тем, что сети очень старые, оттого и обрывы случаются часто, необходима замена оборудования. Правда, не пояснил, почему возглавляемая им прибыльная компания до сих пор вопросом необходимой реконструкции не озаботилась.

Губернатор Краснодарского края Александр Ткачев по поводу ЧП высказался так: «Наши конкуренты на проведение зимних Олимпийских игр сейчас потирают руки и хлопают в ладоши. По зарубежным каналам идет информация, что Сочи замерзает». Что было абсолютной правдой. Ткачев привел такие цифры: обесточены 42 населенных пункта, без света осталось 370 тысяч человек. Жители города, с которыми я беседовала на эту тему, откровенно смеялись, многие из них утверждали, что затея с Олимпиадой, мягко говоря, не очень удачная...

Кстати, что касается выбора места будущей Олимпиады - в России ведь есть и другие регионы, которые могли бы претендовать на эту роль. Домбай, Урал, Алтай... И снега, и горных склонов там хватает.

В Сочи же условия, прямо скажем, далеки от идеальных, и вряд ли именно здесь, а точнее, в маленькой точке рядом с Сочи - в Красной Поляне, надо разворачивать олимпийское строительство. Начнем с того, что во всем регионе нет нормальных автомобильных дорог: узкие, по две полосы с каждой стороны, - это самое лучшее, что есть. Днем, а особенно в часы пик, на Курортном проспекте, да и по всей трассе Сочи - Адлер, жуткие пробки. Машины стоят по 20-30 минут. Много автомобилей скапливается около железнодорожного переезда на развилке аэропорт -город Сочи - Адлер. Будущим олимпийцам, которые захотели бы проехать со своей базы в курортные места, можно только посочувствовать.

И еще: и летом, и зимой Сочи просто задыхается от выхлопных газов. Более того, в этом всероссийском курортном городе столько свалок и помоек возле частных гостиниц и домов, и от них идет такой смрад, что зарубежные гости рискуют с непривычки задохнуться.

Самое удивительное, чего, пожалуй, нет ни в одном крупном курортном городе, - Сочи отрезан от моря железной дорогой. Чтобы попасть на пляжи, людям приходится либо карабкаться на насыпь и перебегать железнодорожные пути, рискуя попасть под поезд, либо спускаться в подземные тоннели, чаще всего сырые и грязные.

К слову, в последние годы многие пляжи стали частными и огорожены железными заборами, так что для «дикарей» остается хорошо если 100 метров. В прошлом году заглянула на эти общественные пляжи, и их вид совсем не порадовал. Тогда из-за прошедшего снегопада рухнул крутой берег, а вместе с ним рухнули находившиеся на нем ларьки, кафе и прочие постройки. А метрах в 20 от обрыва, как ни в чем не бывало, строители возводили высотное здание, этажей 15-20...

Наша власть озабочена тем, где россиянам можно отдыхать, не уезжая за границу. И не только зимой - кататься на горных лыжах, как, к примеру, на этом пятачке, именуемом Красной Поляной, куда хотят вбухать немыслимые средства. Много говорят о том, что необходимо сделать Сочи комфортабельной всероссийской здравницей. Но чтобы это случилось, надо перестроить все побережье от Лазаревской до Абхазии. Прежде всего убрать железную дорогу с пляжа, увести ее в туннели, как сделано это в Старой Гагре. Справедливости ради стоит сказать, что и в регионе Сочи, а именно в Адлере, рельсы увели уже от моря подальше. И в целом за два последних года Адлер стал более современным, нежели сам город Сочи: появились хорошая набережная, скверы, теннисный корт на берегу. Но это лишь маленький кусочек цивилизации. Зато именно туда и стремятся многие россияне.

Отвод железной дороги от моря на протяжении всех сотен километров, конечно же, потребует не нескольких миллиардов рублей, как для реконструкции Красной Поляны, а огромных вложений. Ведь эти прибрежные районы густо застроены - как старыми домами, зачастую ветхими и давно подлежащими сносу, так и новостройками, например, современными гостиницами.

Конечно, до предполагаемой Олимпиады в Сочи еще 7 лет. Но при российских темпах строительства, кражах средств и неопределенном частном инвестировании все может закончиться мыльным пузырем.

Если же государство хочет устроить для россиян настоящую «Ривьеру» с чистым воздухом, доступным морем, не отрезанным от города железной дорогой, с разнообразными удобствами и развлечениями не хуже, чем за границей, то надо заниматься масштабной реконструкцией всего побережья Черного моря. Эта цель была бы действительно серьезной и значимой.

Зарема БОРОВАЯ.