Умба встретила сорокаградусным морозом. В маленьком коттедже, где мы собирались остановиться на ночлег, замерзли трубы, а стены в вестибюле на первом этаже покрылись инеем. Однако поселок жил своей жизнью, и, несмотря на стужу, на пятачке, недалеко от поселковой администрации, работал рынок. Неунывающие торговцы выложили свой товар, который тут же обметало инеем. Но отчаянные покупатели все же нашлись: женщины приценивались к модным сапожкам-унтам, мужчина прикидывал на себя куртку. Тут же торговали медом и орехами.

Такая стойкость населения объяснялась, пожалуй, только одним - в поселке рынок работает лишь раз в неделю, по понедельникам. А сколько продержатся холода - неизвестно, вот и спешили умбяне за обновками на базар.

Занятия в школе, конечно, отменили, но учителя были на рабочем месте. Закутанные в теплые шали, обутые в валенки и сапоги, они стойко занимались своими делами. Попытавшись в кабинете директора снять шубу, я тут же накинула ее вновь - зябко.

В нынешнем году в школе № 4 занимается около 500 ребят. Директор Людмила Малашенко сокрушается:

- Это все, что осталось от трех школ, которые еще не так давно работали в поселке. Резко сократилась рождаемость. В прошлом году на свет появилось только 46 младенцев. А это неполных два класса, - грустно улыбается Людмила Александровна. - Кого же мы будем учить?

Уже сегодня наблюдается отток старшеклассников. С открытием в Умбе филиала ковдорского профучилища мальчики все чаще подумывают о профессиональном обучении. В прошлом году начались переговоры об открытии еще одного филиала - Мурманского морского профлицея № 6. И туда пацаны потянутся. Кто же в школе останется? Этот вопрос учителей, безусловно, волнует уже сегодня, никому не хочется попадать под сокращение. Но это вопрос все же завтрашнего дня. Сейчас на повестке другая проблема: как повысить успеваемость учащихся.

Итоги сдачи выпускниками умбской школы прошлогоднего ЕГЭ по русскому языку и математике не порадовали. Более двадцати процентов оценок - двойки. Пока, на этапе эксперимента, к такой двойке добавляется один балл, но каких результатов ждать в 2009 году?

Что помешало ребятам показать лучшие результаты? На этот вопрос четкого ответа я не получила ни от директора школы, ни от начальника райотдела образования Федора Терещука. Из разговора с главой администрации Терского района Леонидом Шевелевым поняла, что он очень озабочен данной проблемой. Тем более что потенциал у умбских учащихся есть. Об этом говорят успехи ребят на региональных научных и инженерных выставках «Будущее Севера» и областных соревнованиях «Шаг в будущее. Юниор». В нынешнем году в них приняли участие пятеро учащихся четвертой школы.

Дипломами победителя выставки-2007 награждены одиннадцатиклассница Мария Худякова, защитившая проект «Сравнительный радиометрический анализ в районе поселка Умба», и десятиклассница Евгения Чернышева, избравшая объектом своего исследования северную кувшинку. Диплом победителя соревнований «Шаг в будущее» получила ученица 6 класса Юлия Хренова, отлично защитившая проект «Оценка экологического острова Лодейное». Решением экспертного совета талантливые девочки включены в команду молодых исследователей, которая будет представлять нашу область на Всероссийской научной конференции в Москве в апреле этого года.

Все эти одаренные ребята занимаются в школьном научном обществе, которое хотя и существует всего лишь пять лет, помогло сделать первый «шаг в будущее» уже нескольким учащимся.

Год назад Виктория Французова и Мария Худякова побывали на занятиях общества, а потом пришли к своей учительнице, кандидату биологических наук Наталье Понариной, и заявили, что хотели бы тоже определить себе тему для исследования. Посоветовались и решили заняться экологической обстановкой в поселке. Но кроме специальной литературы у юных исследовательниц не было практически ничего - никаких приборов. Девочки сходили на метеостанцию, там им одолжили во временное пользование дозиметр для измерения уровня радиации. Решили посмотреть место отдыха умбян - Гладкие скалы.

А вскоре в поселке побывал один из депутатов областной думы. Настойчивые старшеклассницы пришли к нему на прием, рассказали, что очень нуждаются в дозиметрах. И он им помог. Тут уж они вплотную принялись за работу, подняли нужную литературу, связались с учеными из Горного института КНЦ РАН. Те помогли с информацией о горных массивах Терского района. Под руководством учительницы Маша и Вика выяснили, что радиоактивный фон в районе Гладких скал несколько повышен, попытались выяснить причины. О результатах радиометрических измерений написали заметку в местную газету.

Следующим этапом стала работа в Кандалакшском заповеднике, где также измеряли уровень радиации на островах. На Медвежьем, где когда-то были серебряные рудники, в районе шахт уровень радиации оказался тоже немного выше нормы. Полученные данные Наталья Понарина передала руководству заповедника. Их приняли с благодарностью - оказалось, подобными исследованиями на островах до умбских школьниц никто не занимался.

А потом Маша в Интернете нашла информацию о том, что Детская ядерная академия под патронатом Федерального агентства по атомной энергетике проводит конкурс молодежных работ «Энергия будущего». Отправили на него свою работу. Из 380 присланных проектов к участию в конкурсе были отобраны 28. И воспитанницы Понариной в секции «Радиация и жизнь» заняли третье место. Это было здорово.

На встрече в Курчатовском институте юные умбянки познакомились с учеными, которые порекомендовали посмотреть проблемы заболеваемости детей в дошкольных учреждениях. Творческая группа ухватилась за эту идею и занялась ею минувшим летом. Выяснили, что рост заболеваемости малышей не связан с радиационным фоном. Но в науке даже отрицательный результат - это результат, достойный внимания.

Вика Французова после окончания школы как победитель региональной выставки и международного конкурса поступила на льготных основаниях в МИФИ. Первую сессию сдала без троек, что, конечно, говорит не только о способностях девушки, но и о хорошей подготовке в школе. А Маша Худякова заканчивает 11-й класс в этом году. У нее тоже есть право льготного поступления в любой технический вуз нашего региона. За Машей сохранилось право поступить в любой из четырех ведущих технических вузов Москвы, с которыми Детская ядерная академия имеет соответствующие договоры.

Рассказывая с гордостью о своих «звездочках», Наталья Геннадьевна призналась, что поначалу с небольшой охотой взялась за исследовательскую работу, но потом девчонки так ее завели, что она с удовольствием занималась с ученицами, в выходные дни ходила с ними на замеры, вместе обрабатывали данные на компьютере. Сейчас Наталья Понарина занимается и с другими ребятами темой «Энергосбережение в школе». Времени, конечно, уходит очень много, но она довольна, что ей посчастливилось работать с такими увлеченными и одаренными детьми. «Друг друга зажигаем», - улыбается она.

Эх, если бы все учителя могли так зажигаться от своих учеников, разве стоял бы так остро перед школой вопрос успеваемости...

Людмила ЛОПАТКО, Умба – Мурманск.