Три года назад вступил в действие Жилищный кодекс РФ. И пришло время собственникам жилья наконец-то определиться с выбором способа управления многоквартирными домами. Напомним, что согласно Жилищному кодексу у нас три пути. Первый - непосредственное управление собственниками. Это когда каждый сам заключает договоры с поставщиками жилищно-коммунальных услуг. Скорее всего, этот путь подходит владельцам коттеджей и домов в сельской местности.

Второй путь - управление многоквартирным домом с помощью товарищества собственников жилья либо жилищно-строительным кооперативом. На сегодняшний день в области зарегистрировано на бумаге 14 ТСЖ, реально действуют около 10. Если брать в процентном отношении от количества жилых домов, то это примерно 0,02 процента. Что свидетельствует о том, что наш регион вряд ли пока может рассчитывать на финансовую поддержку Фонда реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Ведь она предполагает, что площадь домов, которыми управляют ТСЖ, должна составлять не менее 5 процентов от всего жилого фонда.

Третий путь - это выбор управляющей организации. Судя по тому, как разворачиваются события в Мурманской области, наверное, он станет наиболее предпочтительным. Почему? Во-первых, времени до 1 мая, когда от регионов ждут полной ясности, осталось очень мало. Во-вторых, далеко не везде на местах считают, что ТСЖ - лучший путь. Ведь органам местного самоуправления приходится брать на себя организацию товариществ, проводить собрания жильцов, учить домоуправов, создавать им условия для деятельности. А там, где власть не идет навстречу, процедура регистрации ТСЖ искусственно усложняется. Чиновники порой делают все, чтобы выбить стул из-под будущих председателей ТСЖ.

Но есть и другие примеры. Администрация Октябрьского округа Мурманска уже предпринимала неоднократные попытки по созданию ТСЖ, и 6 товариществ зарегистрировать удалось. Правда, пока работает только одно - "Чайка". Однако понимая, что городу федеральных денег на капремонт жилья не видать как своих ушей, если не будет выполнен ряд требований федерального законе № 185 (а среди них и те самые 5 процентов домов, управляемых ТСЖ, от общего жилфонда), "октябрята" активно взялись за проведение общих собраний собственников жилья. А они и должны определиться с выбором управления домами.

Предпочтение отдано Восточному микрорайону, где дома еще не столь изношены, как в центре города, и где небольшая задолженность по квартплате. Таких оказалось 40. С их жильцами сейчас и проводится работа. Группы обученных помощников обходят квартиры, беседуют с людьми, объясняют, что в их интересах создать ТСЖ: сами будут хозяевами своего дома, да еще деньги на капремонт смогут получить. Такая перспектива большинству нравится. Собрания пройдут в форме заочного голосования, которая для многих наиболее удобна.

- Допустим, жильцы проголосуют за ТСЖ. Однако нужны энергичные, подготовленные люди, которые бы могли встать во главе товариществ. Где их взять? - спросила я у Натальи Доброскоченко, заместителя начальника отдела территориального развития округа.

- У нас целый список таких людей, мы с ними встречались, готовили к будущей работе. Их кандидатуры и будут представлены жильцам - пусть выбирают.

- А с другими микрорайонами вы работаете или отдадите их управляющим компаниям? - поинтересовалась я.

- Почему? У нас есть предложения создать ТСЖ от мурманчан, проживающих на улицах Гвардейской, Буркова, на проспекте Ленина.

С выбором управляющих компаний дело обстоит вроде бы проще. Некоторые из них на рынке жилкомуслуг фактически работают не первый год. Взять для примера хотя бы акционерное общество "Севжилсервис", которое еще не так давно было МУП "Севжилэкс". Теперь у него есть все основания стать управляющей компанией в Ленинском округе. Если, конечно, "Севжилсервис" победит в конкурсе или его выберут жильцы.

Но у населения к управляющим компаниям есть, по крайней мере, два вопроса. Первый - кадры и качество услуг. А они с переменой вывески не факт, что изменятся. И второй: управляющая компания - любая! - это коммерческая организация, а значит, для нее первоочередной задачей станет получение прибыли. Как? Есть опасения, что и путем увеличения стоимости услуг, оказываемых населению. Латать собственные кафтаны проще ведь за счет наших кошельков.

И еще один немаловажный аспект: захотят (смогут ли) выигравшие конкурс или выбранные населением управляющие компании взять на себя обязательства муниципалитетов по ремонту подъездов, кровель, дворов и пр., которые приняты уже на два-три года вперед? На этот мой вопрос в областном департаменте по строительству и ЖКХ лишь пожали плечами.

А ничего другого, похоже, и не остается: законодательство несовершенно настолько, что порой даже разработчики Жилищного кодекса разводят руками. Многие его положения до сих пор четко не обоснованы, "не расшифрованы" нормативными документами, и потому толковать их можно по-всякому.

Людмила ЛОПАТКО.